Костры, дым, мосты, вместо реки – ручей. А все остальное – как в песне. Но сначала перечислю неурядицы – чтобы забыть их через абзац и наслаждаться сполна песнями, гитарой, кострами, шашлыками и общением с друзьями
Неурядицы же таковы: комары, но современная химия позволяет выжить рядом с этими существами, к тому уже не жарко, и их уже нет. Место немного – но это неправда, его хватает всем, в Сахновке – раздолье дунамов . Долгая дорога: но помилуйте, господа! Израиль – страна маленькая, долго здесь, к сожалению, ехать некуда. Отсутствие тремпов: но Интернет и друзья позволяют решить и эту проблему. Вот и все. Остальное – только положительная САХНОВКА, вся из больших букв, потому как юбилейная, 10-я и значит - грандиозная, по крайней мере, в задумках тех, кто ее организовывает.
Десятый юбилейный фестиваль авторской песни пройдет 26 сентября рядом с кибуцем Нир-Давид в заповеднике Ган ха-Шлоша (Сахне), славного своими лужайками, пока еще не вытоптанными до базальтовой основы; широченной тенью от старых деревьев; 28-градусной в любое время года водой в прудах. На время Сахновки парк будет открыт только для участников фестиваля. Обещана охрана (русско-израильская) – так что уже любопытно и надо ехать. А если охраны не будет – не страшно: братья наши утихают, придавленные размашистым «русским» характером, концертами, гитарными переборами и ночными посиделками у костров неистовых поклонников жанра авторской песни, стекающихся и съезжающихся в Сахновку с намерением весело и достойно провести фестиваль и спеть так, чтобы другим неповадно было... Потому что на Сахновке поют все, даже те, кто не поет никогда ни при каких обстоятельствах в других местах.
Бардовская песня на фестивале - разнообразна: от глубоких баллад до напевных стихов, от детских считалок до философских притчей. Каждый находит в ней что-то свое и ради «своего» и одновременно ради общего единения множество людей приезжают в Сахновку и поют с вечера и до утра - спать укладываются только благоразумные дети. Взрослые проводят ночь активно – слушают друг друга и общаются, читают стихи, перебирают струны гитар, создают идеальный мир под чинарами до рассвета.
Фестиваль бардовской песни проводится в Ган ха-Шлоша два раза в год. Для многих даты фестиваля – святые. Все дела откладываются и вся семья едет в Сахне. На центральном концерте бардовской песни выступают лучшие израильские барды и гости из сопредельных по мировоззрению стран, где поют и говорят по-русски. Авторская песня вышла на широкую аудиторию - во всех странах мира, где есть русскоязычные общины, есть исполнители и слушатели бардовских песен, есть свои авторы.
Так что целей у фестиваля две: первая – единение у пламени всех, кто любит, знает, ценит и поет бардовские песни. Вторая – большой фестивальный концерт, который проходит на открытой площадке, сольные выступления бардов, приехавших на этот раз из России - Григорий Данской и Ольга Чикина (бывшая гостем Сахновки-8); из Беларуси - Елена Казанцева (дававшая в Израиле гастрольное турне); из США - Леонид Новиков и Александр Годин.
Что такое авторская песня? Мнений – как зернышек в гранате. Но споры бесполезны, как дым от костра, хотя он отгоняет комаров. Булат Окуджава называл авторскую песню «думающей песней для думающих людей». Поэт поет свои стихи на собственную мелодию и в собственном сопровождении - как правило, на гитаре. В самой сути авторской песни лежит личное доверие и, одновременно, авторская песня – это мощный культурный бренд. При первых же аккордах слушатель отличит ее от других, при некоторой осведомленности догадается, кто автор песни. Авторская песня обладает набором признаков, вызывающих особые эмоции. На пути к современному слушателю авторская песня прошла три стадии: на первой были стихи под гитару и узкий круг приверженцев. Потом песня стала отображать стиль жизни целого поколения, определенную философию. А на третьей стадии авторское творчество направило свои усилия на строительство доверительных отношений.
*****
Как оно и бывает, приезжающие гости, по первому навязанному обстоятельствами образованию – инженеры и педагоги. Так что музыкальным воспитанием они не испорчены. Но для начала процитируем авторитетов.
Юлий Ким: «Поэзия Елены Казанцевой — это нескончаемый монолог о любви, состоящий из лирических миниатюр, дневниковых записей. Их отличает редкое качество - абсолютная естественность и бескорыстная доверительность интонации. Казалось бы, все о том же и все так же, а слушаешь не отрываясь. Так смотришь, бывало, на ручей или на огонь в камине». А еще песни Казанцевей – ироничны и самоироничны. А добрая ирония всегда подкупает.
Уникальность Елены Казанцевой в том, что ее любят все. Понятие "поэт", "художник", "мастер миниатюры" вполне приложимы к Лене, но ее песне это этого не требуется. Ее любовь к песне вытеснила все, и слушатели не могут этого не оценить. Елена Казанцева, минчанка, получив начальное музыкальное образование, окончила физико-энергетический факультет Белорусского политехнического института и работала инженером на заводе, в проектном институте, НИИ. Лена пишет музыку на собственные стихи и выступает в роли исполнителя. На 2-ом Всесоюзном фестивале авторской песни (Таллин, 1988) завоевала первое место. Многократный участник международного Грушинского фестиваля, как и ряда других, участвовала в фестивале авторской песни (2000) и концертных поездках по Израилю (1995, 2000). Неразлучна как с Москвой, так и с родным Минском.
В 1987 году вошла в объединение «Аллея АП», начав писать песни на свои стихи. «Казанцева "сделана" из одиночества и любви. Причем, в этом ее уникальность - одного не может быть без другого: именно в одиночестве предощущение любви - самое сильное, необходимость ее - особенно острая, мечта о ней - красивая как сказка. Казанцева выбрала удивительный способ защиты от жизненных коллизий: она, с неутомимостью и усердием муравья, создает для себя свой особый, бесконфликтный мир. Создает из вещей эфемерных, почти нереальных: написанных стихов и сновидений».
******
Ольгу Чикину многие сравнивают с признанными мэтрами жанра, говорят о свойственной ей преемственности или наоборот, считают, что она уходит в сторону рока или фольклора. Но то удел критиков. Слушатели же просто любят ее необычные стихи. Впервые Ольга появилась в Израиле еще в 2006 году на фестивале «Бард-Перформанс», выступала в Сахне прошлой осенью и, судя по всему, не только она понравилась нам, но и мы ей: Ольга приезжает вновь. И представляет совместную программу с Григорий Данском, автором нескольких альбомов, сочиняющим как в рамках традиционной авторской песней, так и в пограничных жанрах.
Ольга Чикина занялась песенным творчеством, работая ночным сторожем на рельсовой базе. Может, так бы и остались ее песни девочки, родившейся в маленьком древнем русском городке Скопине, закончивший филфак педагогического в Рязани, никому не известными, но друзья отправили ее кассету на конкурс авторской песни, где она стала лауреатом. А позже Ольга становилась победителем и на разных других фестивалях.
Она - поэт, автор и исполнитель песен, представитель "новой волны" авторской песни, лауреат фестиваля «Московские окна», Грушинского фестиваля, обладательница Гран-при Всероссийского конкурса авторской песни «Петербургский аккорд» 2006 года. Она совмещает в себе традиции классических образцов авторской песни, русского городского и патриархального фольклора и советского бард-рока. «Ее можно слушать, можно читать. Она всегда человечна, она не банальна. Она отваживается произносить простые слова, смысл которых забыт: друг, любовь, родина. Триединство текста, музыки и личности автора настолько сильно, что разорвать его пока не удалось никому. Пронзительные, ни на что не похожие песни Чикиной - что-то вроде наждачной бумаги для души. Чтобы душа сильно не зарастала, да и не забывала об одной из основных своих функций - жалеть».
Как говорит сама Ольга, ее творчество - это параллельная жизнь, созидание текстов и музыки. «У меня в какой-то момент появился ряд песен, которые сначала исполнялись для друзей, а потом и не только для друзей. Затем, когда появился круг слушателей, стали писаться песни, которые были рассчитаны на широкую аудиторию, а не только на кухню с друзьями. А еще я рисую, занимаюсь флеш-технологиями, анимацией в Интернете. По образованию - учитель зарубежной литературы. Из моих увлечений ничего не главенствует».
Ольга Чикина выступает в дуэте с Григорием Данском - удивительным поэтом, автором-исполнителем пронзительных песен, человеком большого личного обаяния. По мнению многих, этот исполнитель из Перми - самое яркое открытие в жанре за последние несколько лет. Сам известный пермский бард говорит так: «Я открыл для себя в 21-м веке то, что происходило значительно раньше и к 60-м годам отношусь как к артефакту».
****
Еще один зарубежный бардовский дуэт – это пара Александр Годин и Леонид Новиков, каждый из которых работает в жанре авторской песни уже 25 лет, но дуэтом они стали за океаном, 10 лет назад в Америке. Годин (инженер-электрик) и Новиков (инженер-электрофизик) в далекой стране в городе Нью-Йорке не стали выбирать непроторенные дороги, а обратились к классике жанра. Это проверено, это всегда хорошо, это спето тысячи раз и слушается вновь с не меньшим удовольствием.
*****
И в заключения о детях. Дети любят петь, любят петь громко, задушевно, но не всегда ночами. Ночью дети могут поспать в палатках, которые обычно в Ган ха-Шлоша ставить не разрешают, но для гитарных «русских» сделали исключение. Утром, когда притомившиеся родители начнут терять бдительность, детей ждет «Песочница» - площадка, где звучат детские песни, где можно подержать в руках гитару, попеть хором и вспомнить уроки пения из «Денискиных рассказов». Те родители, кто будет в состоянии передвигаться, смогут отвести детей в зоопарк с кенгуру и ленивцами - в «Ган-Гуру» при въезде в Сахне (кенгурята там чрезвычайно ловко запрыгивают в мамашины набрюшники), в краеведческий назидательно-полезный музей поселенчества в долине (скажите, любители аккордов, что значат слова «Эмек-Израэль?) «Хома у-Мигдаль» (барды и бардессы – вспомните немного об израильской истории – она дает множества тем для песен), в археологический кибуц музея Нир-Давид. И того больше: деток можно покатать на байдарках (условное название вертлявого транспортного судна) по ручью Амаль в кибуце Нир-Давид. Маршрут сложнейшим не назвать, да и длиннейшим тоже – метров 800, но весело, как на горных речках.
****
Начало съезда – в 16.30 26 сентября. Подробности на сайте http://www.israbard.net/israbard/festivalview.php?festival_id=1047791773
Маша Хинич