Как вспоминала в прошлом солистка Израильского государственного балета, а ныне педагог балетной школы Юлия Левина, ее приняли когда-то в Вагановское училище после короткой, но судьбоносной проверки.
«Подняли мне ножку высоко-высоко и объявили: «Есть шаг!» Это и решило мою дальнейшую судьбу».
Эту историю вспомнила Юля на встрече с журналистами, которые пришли в главную балетную труппу страны, чтобы увидеть, как проходят занятия в балетной школе при Израильском государственном балете.
За четыре года имя этой школы, которой руководит Берта Ямпольская, приобрело популярность. По словам методиста-хореографа Академии русского балета имени Вагановой Марии Вахрушевой, подписавшей контракт с Израильским балетом, «хороший зал для занятий и хорошие педагоги в Израильском балете есть».
Оказалось, что классический балет интересен юному поколению израильтян: в школе при Израильском балете (тел.03-6046610) учатся сегодня сотни воспитанников от 7 до 16 лет. Занятия проводятся в трех возрастных группах, а самые способные ученики получают шанс танцевать в настоящих спектаклях вместе с профессиональными артистами. Вот уже несколько сезонов «средняя группа» учеников школы участвует в первом акте «Щелкунчика».
Руководитель коллектива, хореограф Берта Ямпольская допустила представителей СМИ в «святая святых» – в репетиционный зал, где она проводила занятия с группой. Юные танцовщики встали у станка, старательно, под музыку, выполняли указания учителя, украдкой посматривая на гостей: одобряют ли те их усилия, нравятся ли гостям их движения. В перерыве Берта Ямпольская, понизив голос, предложила всем обратить внимание на маленького курчавого, большеглазого мальчишку в темных шортах и белой майке:
«Его зовут Том, ему девять лет, всего месяц занимается у нас, но посмотрите, какая прыгучесть, какое понимание каждого слова, каждого жеста!.. В наших условиях мы не можем себе позволить тот жесткий отбор, который происходит в европейских балетных школах. Мы занимаемся почти со всеми. В каждой группе есть ученики, пофессиональная карьера которых не будет в дальнейшем связана с балетом, но это обстоятельство не имеет большого значения. Если мальчик или девочка любят танцевать, испытывают то счастливое состояние, которое дают им наши занятия, мы их берем. В то же время с особо одаренными детьми я стараюсь заниматься еще и отдельно - каждый день по два часа».
Отвечая на вопрос, что для нее легче – поставить новый балет или обучать юных танцоров, руководитель Израильского государственного балета усмехнулась:
«Без всякого сомнения, самое трудное в нашем деле – научить танцовщика практически воплощать то, что было задумано педагогом. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами, желаниями. К каждому надо найти подход. Как известно, советская балетная педагогика была очень эффективной. Но она считается жесткой, не признающей поблажек. В наших условиях многие приемы, принятые там, не работают. Педагогам израильской балетной школы приходится отыскивать свои пути, чтобы приучить детей к дисциплине. Бывает нелегко объяснить ученице, почему не ее я назначила выступить первой. И надо пережить эти слезы и первые разочарования, и как трудно понять, что в искусстве существует конкуренция, соревнование, что нужно уметь принимать это как данность, без трагического надлома. А попробуйте заставить танцовщиц похудеть – ведь это вечный бой!»
« Вот уж точно, - подтверждает Юлия Левина, - сколько Берта со мной мучилась в годы моих выступлений на сцене, ведь худышкой я никогда не была. Однако в «Дон-Кихоте» партию Китри я все же танцевала. И вот прошли годы, и уже я сама пытаюсь внушить в классе будущей Китри не только, что она способная и что у нее «есть шаг», но и то, что она должна следить за своим весом.»
Перерыв заканчивается, старшие танцовщики возвращаются в зал, демонстрируют перед камерами красивые поддержки и пируэты. Воспитанники младшей группы завороженно следят за каждым их движением. Педагоги продолжают репетицию. Все становятся серьезными и сосредоточенными: совсем скоро, в ноябре, Израильский балет возобновляет «Дон-Кихот», а в Хайфе и Тель-Авиве заглавные партии станцуют ведущие солисты Большого театра – заслуженная артистка России Марианна Рыжкина и народный артист России Дмитрий Белоголовцев.
Не исключено, что в школе Берты Ямпольской растут будущие барышниковы, рыжкины и белоголовцевы.
Фото: Юрий Гершберг