Генсек ООН Пан Ги Мун считает, что «несколько элементов, необходимых для заключения соглашения о прекращении огня, имеются в наличии. Теперь все зависит только от политической воли израильской стороны». Об этом Пан Ги Мун заявил на совместной с министром иностранных дел Израиля Ципи Ливни пресс-конференции в Иерусалиме в полдень 15 января.
Пан Ги Мун добавил, что такое впечатление сложилось у него после встреч с лидерами Египта, Иордании и Израиля».
На пресс-конференции генсек постарался проявить «объективность» и в стандартных выражениях осудил обстрелы палестинскими группировками израильских населенных пунктов. Однако куда больше времени и экспрессии Пан Ги Мун вложил в описание «страданий палестинцев в Газе».
Ничего нового журналистам глава ООН не сказал. По его словам, «надо немедленно заключить соглашение о прекращении огня, которое соблюдалось бы обеими сторонами. Необходимо обеспечить прекращение снабжения террористических группировок в Газе оружием и боеприпасами. Следует возобновить переговоры об освобождении солдата Гилада Шалита, открыть КПП между Израилем и Газой и, таким образом, воссоединить сектор с территорией автономии в Иудее и Самарии».
Пан Ги Мун утверждает, что в Газе наступил гуманитарный кризис. Израиль настаивает, что есть проблемы со снабжением населения сектора, но кризиса нет. Действительно, Израиль даже в ходе операции «Литой свинец» ежедневно пропускает в сектор в среднем по 100 грузовиков с продовольствием и лекарствами. Не вина Израиля в том, что жители Газы покорно позволяют активистам ХАМАСа забрать большую часть гуманитарной помощи и потом торговать продуктами на черном рынке.
Интересны два момента в выступлении генсека ООН. Почему он убежден в том, что теперь все зависит от «политической воли израильской стороны»? Израиль – безусловный победитель в этой войне против террористического движения ХАМАС. Логично было бы, если бы генсек добивался от ХАМАСа заключения соглашения о прекращении огня на тех условиях, которые выдвинуты Израилем.
И второе. Пан Ги Мун упомянул о том, что после подписания соглашения о прекращении огня «следует возобновить переговоры об освобождении солдата Гилада Шалита». Между тем правильно было бы включить освобождение Шалита отдельным пунктом в обсуждаемое ныне соглашение о прекращении огня. Если ХАМАС на это не согласится – что ж, у Израиля появятся основания продолжить боевые действия до полного уничтожения этой террористической группировки.
Однако Пан Ги Мун, как и лидеры Египта, Иордании, Великобритании, Франции и других государств упорно пытаются в последние дни спасти ХАМАС от полного уничтожения. Это означает, что максимум через несколько лет Израилю придется вести такую же как сейчас, если не гораздо более трудную войну против террора в Газе.