18 января в курортном Шарм аш-Шейхе лидеры Египта, Иордании и ряда европейских государств провели встречу, посвященную прекращению огня (а точнее, прекращению антитеррористической операции Израиля) в Газе.
Президент Франции Николя Саркози и канцлер ФРГ Ангела Меркель произнесли речи общего декларативного характера о «необходимости пресечения контрабандной доставки оружия и боеприпасов в Газу» и призвали Израиль и ХАМАС выработать долговременное соглашение о прекращении огня. То же самое Саркози и Меркель сказали на общей пресс-конференции по окончании саммита.
Для обозревателей самым важным было выступление хозяина саммита президента Египта Хосни Мубарака. Он сделал упор на том, что его страна не согласится на размещение на своей территории иностранного контингента или даже группы наблюдателей, имеющих задачу добиваться полного прекращения доставки оружия и боеприпасов в Газу с Синая по тоннелям.
Мубарак далее сообщил, что теперь намерен «более активно продвигать мирный процесс в регионе».
Приблизительно о том же говорили генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и король Иордании Абдалла II. Глава ПА Абу-Мазен охарактеризовал происшедшее в последние недели в Газе как «колоссальную трагедию». Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони пообещал, что его страна направит срочную гуманитарную помощь населению сектора.
Глава правительства Великобритании Гордон Браун потребовал от Израиля разрешить представителям международных гуманитарных организаций въезд в любой район сектора. Кроме того, Гордон настаивает на полном открытии всех КПП и на прекращении блокады Газы.
Обращают на себя внимание два простых момента в этой информации. Первый: президент Мубарак не взял на себя никаких обязательств по полному предотвращению доставки оружия в Газу. Объясняется это просто: Каир нисколько не трогает то, что ХАМАС и другие палестинские группировки обстреливают (или будут обстреливать) территорию Израиля. Египет даже заинтересован в том, чтобы Израиль постоянно подвергался ракетным обстрелам из Газы: Каиру выгодно постоянно носить тогу «миротворца» и «защитника интересов палестинского народа».
Второй: все, кто выступал сегодня с трибуны саммита в Шарм аш-Шейхе вольно или невольно внесли свой вклад в легитимацию ХАМАСа вместо того, чтобы высказывать идеи о полном лишении власти в Газе этого движения, ввергнувшего сектор в катастрофу.