«ХАМАС – террористическая организация, а у Израиля есть право защищать своих граждан. В Иране у власти находится режим, который представляет собой угрозу всему миру». Читатели могут удивиться, но эти слова произнесены не израильским министром и не официальным представителем МИДа в Иерусалиме, а иранским студентом Баалом Яди-Омидом (это псевдоним).
Яди-Омид дал интервью радиостанции «Галей ЦАХАЛ», при этом его голос операторы намеренно исказили техническими средствами – юноша опасается мести спецслужб режима аятолл.
Молодой иранец не считал возможным для себя лишиться свободы выражать свои мысли и мнения, а потому три года назад вынужден был эмигрировать в Великобританию. Яди-Омид подчеркивает, что не является исключением: «Я даю вам гарантию, что 18 тысяч из каждых 20 тысяч молодых граждан Ирана убеждены в преступности нынешнего режима в стране».
Движение протеста, говорит Яди-Омид, в Иране нарастает, но подконтрольная правительству Ахмадинеджада пресса игнорирует этот факт: «Демократия в нашем государстве селективная. Если вы хотите устроить демонстрацию с осуждением Израиля или США – пожалуйста, вам создадут все условия. Но если вы намерены выступить с критикой властей в Тегеране – не надейтесь, что вам это позволят.
10 лет назад массовые выступления студентов в поддержку демократии в Иране были жестоко подавлены правительством. Того, кто отваживается протестовать, суд тут же приговаривает к смертной казни или к пожизненному заключению».
Еще одна причина, по которой Яди-Омид был вынужден бежать из Ирана: когда он заканчивал подготовку доктората по химии, власти предложили ему работать в ядерном проекте. «Отрицательный ответ дать было нельзя, отказы не принимаются, - говорит Яди-Омид. – Но я все-таки сказал представителям министерства обороны, что не согласен. После этого они закрыли наш небольшой семейный бизнес, поставили меня и моих близких на грань голода. Мне пришлось уехать. Ведь с моей докторской степенью по химии я могу не только участвовать в создании атомной бомбы, но и заниматься, к примеру, разработкой лекарств».
Пока Яди-Омид остается далеко от Ирана. Возвращение на родину не значится в его ближайших планах. Скорее всего, оно станет возможным только после смены власти в Тегеране.