"Похороны в Израиле превратились в бизнес, в источник дохода. Пользуясь состоянием родных покойного и в обход закона, работники Хеврот Кадиша взимают плату за целый ряд услуг, которые уже оплачены Институтом национального страхования. При этом семьи и родственники покойных зачастую не удостаиваются самого элементарного тактичного, соответствующего случаю отношения, а порой натыкаются на бездушие, грубость и откровенное хамство."
Софа Ландвер
Председатель комиссии кнессета по обращениям граждан
Заседание парламентской комиссии по обращениям граждан под председательством Софы Ландвер на этой неделе было бурным и продолжалось более трех часов. Оно и понятно: тема деликатная, необыкновенно болезненная и, в общем, острая. Запланированное обсуждение состояния мест последнего успокоения, попросту говоря, кладбищ, само собой перешло и на проблемы, возникающие у людей во время похорон и при их подготовке.
А состояние как минимум двух третей кладбищ страны, мягко говоря, не соответствует никаким нормам и никаким представлениям о подобном месте. Таковы неутешительные выводы исследования, проведенного центром изучения потребительского спроса. Кладбища запущены, замусорены, надгробия разрушены, в кладбищенские туалеты лучше вовсе не заходить, причем в особенно плохом состоянии находятся участки кладбищ, предназначенные для захоронения неевреев. Это подтвердила и присутствующая на заседании депутат Марина Солодкина, рассказав, что в Ашкелоне, участок для неевреев совершенно запущенн и загрязнен, в то время, как участок для кошерных граждан на том же кладбище ухожен как положенно. Результаты исследования были опубликованы в газете А-Арец 6 мая 2002 года.
Председатель комиссии Софа Ландвер отметила проблему захоронения неевреев как одну из наиболее острых. "Проблема захоронения неевреев не нова и в последние годы приобрела еще и явно выраженный этнический оттенок. Известно, что большинство неевреев в стране - это репатрианты, наши с вами родственники: мужья, жены, родители, дети и пренебрежительное отношение к ним - это пренебрежительное отношение ко всей нашей общине. В том, что именно с таким отношением сталкиваются семьи погибших репатриантов неевреев мы убеждаемся постоянно. Один из последних примеров - похороны погибшего в теракте Виктора Татаринова в киббуце .... Я присутствовала на этих похоронах по просьбе правительства. Действительно, состояние участка для неевреев, на котором он был похоронен не выдерживает никакой критики. Наш долг это положение изменить. Если у людей есть равное право умереть на этой земле, то у них должно быть безусловное право на достойное захоронение" - сказала Софа Ландвер
Шуламит Коуфман - начальник комиссии сказала, что на вводных лекция при изучении социологии объясняют: один из параметров уровня общества - отношение к усопшим. По этому параметру перед израильским обществом огромный простор для совершенствования.
На комиссии приводились многочисленные цифры, факты, цитировались обращения граждан, свидетельствующие о совершенно неблагополучном положении в этой чувствительной области. Процедуру захоронения, включая доставку покойного, подготовку могилы, заупокойную молитву, финансирует государство через Институт Национального Страхования (Битуах Леуми). Размер финансирования зависит от целого ряда параметров, в первую очередь, от размера населенного пункта. Например на похороны в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе перечисляется 5.192 шекеля, в городах населением более пятидесяти тысяч человек 5.066 шекелей и далее по нисходящей. Самую скромную сумму получают похоронные компании киббуцев, мошавов: 2.905 шекелей. В Иерусалиме есть добавки на захоронения в ночное время. Деньги перечисляются напрямую в Хеврат Кадиша или другую компанию, имеющую соответствующую лицензию. Религиозные компани финансируются через министерство религий. Правила финансирования не менялись с 1977 года и явно устарели.
Отмечались и вопиющие случаи, когда в нарушение закона, работники похоронной компании взимали плату с родственников не только за дополнительные услуги, но и за те, которые финансируются государством и случаи эти носят отнюдь не единичный характер.
Директор Центра изучения потребительского спроса Давид Идан отметил, что большая часть недостатков в области захоронений и содержания кладбищ проистекает из-за монополии Хеврат Кадиша. Когда нет конкуренции, нет и истремления иправлять недостатки и улучшать работу.
На комиссии выяснилось, что ни у Института национального страхования, ни у министерства религий, нет практически никакой возможности для инспектирования похоронных компаний. Так, в Битуах Леуми всего один (!) служащий и для инспекции, и для ответов на обращения граждан по всей стране, а в министерстве религий - пять. Ежегодно министерство религий проверяет не более десяти процентов компаний и кладбищ, причем в случае обнаружения недостатков, невозможно закрыть компании лицензию, так как она, как правило, единственная в районе и просто некому будет хоронить умерших. Инспекция завершается рекомендациями и вопросы качества предоставляемых услуг, отношения к покойному и родственникам, содержание кладбищ остаются на совести самих компаний. А голос совести, как видно и из опыта и из приведенных данных, в большинстве случаев, заглушается потоком прибылей.
По итогам заседания, председатель комиссии Софа Ландвер обратилась к министру религий и генеральному директору Института Национального страхования с рядом предложений, призванных улучшить ситуацию. Софа Ландвер предложила организовать межведомственный отдел обращений граждан по вопросам захоронений, дать распоряжение похоронным компаниям
Относится к родственникам покойного и к самому покойнику с подобающим уважением, обеспечить надлежащий уход за кладбищами и снабдить их картами и указателями.
"Проблем в области захоронений много и невозможно их все решить на одном заседании. Поэтому мы не закрываем тему. В ближайшее время мы проведем выездные заседания с посещением кладбищ, работники комиссии продолжат сбор сведений и разработку комплекса мер. Не должно быть пренебрежения чувствами граждан, законами и нормами цивилизованного общества когда речь идет о такой значимой для граждан области, которая, к тому же в значительной степени финансируется государством, " - сказала в заключение Софа Ландвер.