28 июня утром в Иерусалиме проведет свое первое рабочее заседание комиссия под председательством судьи Верховного суда в отставке Яакова Тиркеля, назначенная правительством Биньямина Нетаниягу для расследования обстоятельств захвата израильскими ВМС турецкого судна «Мармара» из «гуманитарной флотилии», которая пыталась прорвать блокаду Газы.
Комиссия состоит из трех израильтян (кроме Тиркеля, это также профессор международного права, лауреат Премии Израиля Шабтай Розен и лауреат Гаагской премии в области международного права, генерал-майор запаса, бывший президент Техниона в Хайфе Амос Хорев) и двух иностранцев - лауреата Нобелевской премии мира лорда Уильяма Дэвида Тримбла (Ирландия) и известного юриста, в прошлом главного военного прокурора Канады Кена Уоткина.
Сегодня комиссия утвердит заявление для прессы, но в целом заседание будет посвящено более тесному знакомству участников друг с другом и составлению плана работы (в числе прочего, Тиркель и его коллеги решат, какие темы и в каком порядке они будут обсуждать).
27 апреля в документе, направленном генпрокуратурой в БАГАЦ (Высший суд справедливости), отмечалось: причина, по которой правительство создало комиссию Тиркеля – стремление избежать учреждения комиссии под эгидой ООН. Это был ответ государства на апелляцию в БАГАЦ известного левого активиста Ури Авнери и пропалестинской организации «Гуш шалом». Авторы апелляции требовали, чтобы БАГАЦ распорядился отменить решение правительства о создании комиссии Тиркеля.
В решении правительства о формировании комиссии Тиркеля подчеркивается, что она не получит возможности допрашивать солдат и офицеров ЦАХАЛа. Однако она сможет изучить материалы, собираемые в данный момент группой экспертов под руководством генерал-майора запаса Гиоры Айленда. Группа Айленда выясняет чисто военные аспекты операции по захвату «Мармары». Кроме того, к услугам Тиркеля и его коллег будут заключения по результатам внутренних проверок, проведенных ЦАХАЛом сразу после инцидента в море. Далее, комиссия Тиркеля сможет беседовать с премьер-министром, с министром обороны и с любым другим членом правительства, а также с начальником Генштаба генерал-майором Габи Ашкенази.