Гость приехал с получасовым опозданием из-за пробки, вызванной аварией на выезде из Иерусалима. Президент Совета по миру и безопасности, генерал-майор Нати Шарони, представил гостя как главу палестинской внутренней безопасности в прошлом, и члена руководства ФАТХа сегодня. Джибрил добавил с улыбкой: "А также глава футбольной ассоциации". Нати Шарони отметил, что присутствующие в зале жаждут знать, есть ли на палестинской стороне партнер для достижения договоренности между двумя противоборствующими государствами.
После искренних извинений о причине задержки, гость продемонстрировал свою осведомленность о деятельности Совета по миру и безопасности, и даже отметил в зале несколько знакомых лиц. Джибрил Раджуб подчеркнул, что те, кто присутствует сегодня в зале, заплатили высокую цену, и потеряли друзей на поле боя, так что нет никаких сомнений в том, что эти люди хотят мира и хорошо понимают его важность и значение. Гость выразил благодарность и радость за возможность встретиться с членами Совета и пообещал говорить честно и от всего сердца.
Основные моменты лекции Джибрила Раджуба:
• Диалог о создании двух государств для двух народов - единственный путь к урегулированию конфликта между сторонами. Ни что не может заменить диалога. Это очень важно для взаимного признания потребностей и интересов другой стороны. Мы соседи не по собственному выбору, и поэтому необходимо достойное и рациональное отношение. Не существует военного решения конфликта. Евреи справедливо обеспокоены вопросами безопасности, а арабы стремятся к независимости. Вопрос о курице и яйце. С чего начинаем? С предоставления независимости или с вопросов безопасности? Я считаю, что нужно возвратить Израиль к границам 67-го года, Западный Иерусалим должен быть столицей Израиля, а Восточный – столицей Палестины. Евреи должны признать стремление к независимости и необходимость создания палестинского государства.
• Вопрос в том, имеет ли это решение действительно взаимное признание. Партнера можно создать, и его необходимо создавать. Соглашение в Осло было очень важным. Враги соглашения в Осло были экстремисты с обеих сторон. Террористический акт Гольдштейна во время молитвы арабов в пещере "Махпела" (обратите внимание, что происхождение Раджуба из деревни Дора, недалеко от Хеврона), волна террора, обрушившаяся на евреев, убийство Рабина – все это негативно повлияло на процесс урегулирования палестино-израильского конфликта. После убийства Рабина еврейский партнер ослаб. Палестинское руководство не поняло, что вопрос безопасности имеет важнейшее значение для укрепления мирного лагеря среди евреев. Израиль также совершил множество ошибок, не меньше палестинцев. Продолжение размежевания ударило по вере в то, что Израиль стремится к миру. Два народа живут и существуют. Чего им не хватает, так это взаимного доверия.
• Есть с палестинской стороны партнер, признающий существование Израиля, как государство, которое должно интегрироваться в Ближнем Востоке. Из-за отсутствия взаимного доверия существует необходимость в помощи третьей стороны, которая поможет провести мост между конфликтующими сторонами и обеспечить выполнение соглашений. Арабский партнер существует, но он страдает от израильской оккупации, которая представляет реальную опасность для обеих сторон. Прекращение оккупации является первым шагом на пути мирного урегулирования на новом Ближнем Востоке. Диалог является единственным путем, но нет времени, чтобы говорить глупости. Ради наших детей и внуков мы должны как можно быстрее прийти к мирному соглашению. Джибриль Раджуб закончил свое выступление словами Герцеля "Если захотите, то увидите что это не сон" (на этой фразе зал взорвался аплодисментами).
Гость пригласил присутствующих в зале посетить Рамаллу, чтобы встретиться с простыми людьми, которые стремятся к миру и созданию двух государств для двух народов.
Перед тем, как присутствующим была предоставлена возможность задать гостю вопросы, генерал Менди Марон выразил восхищение блестящим уровнем его владения ивритом. "Хотел бы я знать арабский язык также, как вы говорите на иврите",
Джибрил Раджуб ответил: "Я желаю вам, чтобы вы так знали арабский язык, как я знаю иврит, но я не хочу, чтобы вы выучили его, просидев 17 лет в тюрьме, как это произошло со мной. В первые годы моей жизни в тюремной камере, тех, у кого были записи на иврите, наказывались заключением в карцер. Ситуация изменилась с приходом Рафи Свиса, который занимал должность уполномоченного по делам тюрем, и который дал разрешение на изучение иврита".
Генерал Менди Марон также задал вопрос о строительстве на территориях – если вы действительно хотите урегулирования конфликта, то почему вы отказываетесь идти на прямые переговоры и выставляете условия о прекращении строительства на территориях, ведь в любом случае если оно находится на палестинских территориях, то будет передано вам во владение? Раджуб ответил, что проблема заключается во взаимном доверии. "Вы говорите, что хотите мира, но продолжаете строить на территориях и в Иерусалиме, что доказывает палестинцам, что на самом деле вы не заинтересованы в заключение мира. Когда нет доверия и стремления к мирному соглашению у обеих сторон, вмешательство и помощь третьей стороны не приведет к соглашению".
Гостю был также задан вопрос, возможно ли урегулирование конфликта пока ХАМАС стоит у власти в секторе Газа.
Раджуб ответил, что ХАМАС пришел к власти демократическим путем. Дайте жителям Газы надежду на независимость, способствуйте улучшению их уровня жизни и их точка зрения на ХАМАС и на мирное соглашение изменится.
Следующий вопрос, который последовал, звучал следующим образом "ХАМАС относиться к типу таких организаций, которые приходят к власти демократическим путем, но с того момента, когда они уже у власти – конец демократии". Гость ответил: "Это правда. Это наша проблема, и наша задача с ней бороться".
Гостю были также заданы вопросы о деятельности ХАМАСа в секторе Газа. На вопрос как поддерживается порядок в Газе и насколько велико влияние ХАМАСа, Раджуб ответил, что ХАМАС пришел к власти демократическим путем, он дает жителям Газы надежду на независимость и способствует улучшению их уровня жизни. Следующий вопрос, который последовал, звучал следующим образом "ХАМАС относиться к типу таких организаций, которые приходят к власти демократическим путем, но с того момента, когда они уже у власти – конец демократии". Гость ответил: "Это правда. Это наша проблема, и наша задача с ней бороться".
Был задан вопрос о том, согласно ли палестинское руководство с тем, чтобы поселения останутся в палестинском государстве. Раджуб ответил: "Какие поселения? Баруха Марзеля и его друзей? Они представляют собой опасность и для нас, и для вас. Вы не хотите их в Израиле, так зачем они нам в Палестине?".
В числе заданных вопросов, была затронута теме бойкота товаров, которые создаются евреями на Западе, а также запрета палестинцам работать на евреев с 2011 года. Джибрил Раджуб поблагодарил за вопрос, сказав, что евреи должны быть благодарны за эти меры, так как они являются заменой терроризма. " Мы находимся в оккупации более 42 лет и должны как-то выразить свой протест создавшейся ситуации и наше стремление к независимости. Данный протест является законным средством по сравнению с террором оружия и кровопролития", - ответил Джибрил Раджуб.
Нати Шарони тепло поблагодарил Раджуба за выступление, которое по его словам дает надежду на мирное урегулирование палестино-израильского конфликта в будущем.