Вчера вечером, 28 декабря 2010 года, в Рамат Гане в рамках форума Совета по миру и безопасности, состоялось выступление раввина и депутата Кнессета от партии "ШАС" Хаима Амсалема. В своем выступлении Хаим Амсалем высказался на тему интеграции ультраортодоксального сектора в современном обществе и армии, а также затронул тему армейских гиюров и представил свою политическую позицию по этому вопросу.
В отношении армейских гиюров Хаим Амсалем сказал: "Я в корне не согласен с теми, кто считает гиюры, пройденные в рамках армейской службы, не действительными. Более того, по моему мнению, солдаты, в жилах которых течет еврейская кровь, но которые согласно галахическим законам не могут считаться евреями, но прошедшие процесс гиюра в армии, заслуживают огромного уважения. Гиюр – это очень долгий и сложный процесс, в результате которого происходит изменение идентификации личности. Не признавать действительность этих гиюров – прямое нарушение галахических законов. В Талмуде сказано, что тот, кто от чистого сердца желает стать евреем, учитывая тот факт, что быть евреем это не всегда "молоко и мед", а скорее наоборот – антисимитизм и гонения, и прошел процесс гиюра по всем правилам – принятие заповедей, обряд обрезания и омовения, такой гиюр обязан считаться действительным. И когда перед нами стоит солдат израильской армии, который ежеминутно подвергает свою жизнь опасности во имя еврейского государства – это наиболее весомый и важный фактор, который указывает на чистоту его намерений. А обряд обрезания, который солдаты проходят уже в довольно зрелом возрасте? Для тех кто не знает, речь идет о невероятно болезненной процедуре. И вот этот солдат, после окончания службы в армии, решает жениться, и тут выясняется, что гиюр, который он прошел недействителен!
Я считаю несправедливым называть еврейство этих людей "второсортным", и надеюсь, что Главный раввинат, вместо того, чтобы усложнять процесс прохождения гиюров, будет оказывать содействие и помощь. Я считаю, что пришло время раввинату стать более гибким в принятии решений!"
По поводу интеграции ультраортодоксального сектора в современном обществе и армии Амсалем сказал: "Сначала пророк Мойсей, а затем в своих учених и Рамбам сказали, что обязанность изучения Торы будет возложена на племя левитов, которое будет освобождено от любой другой службы. Но может ли весь народ жить как племя левитов? Однозначный ответ – нет! Племя левитов было самым маленьким среди всех еврейских племен. Позднее, уже Давид Бен-Гурион позволил маленькой группе людей, заниматься только изучением Торы, так как понимал важность восстановления того, что было уничтожено в результате Холокоста. Сегодня, количество людей, основная деятельность которых заключается только в изучении Торы, достигло невероятных размеров. Если обратиться к истории, то мы увидим, что евреи, на протяжении многих столетий, отлично сочетали изучение Торы и работу. Каждый мужчина в определенном возрасте был обязан получить специальность, которая позволила бы ему обеспечивать семью. Сегодняшние политические партии активно используют "формат", предложенный Бен-Гурионом, не смотря на то, что эта система предназначена только для небольшой группы людей. Я считаю, что необходимо изменить сложившуюся ситуацию, не смотря на то, что по моему мнению нет ничего важнее изучения Торы. И вместе с тем, я считаю необходимым сочетать изучение Торы и работу, так как отсутствие трудовой занятости или нежелание работать снижает не только уровень жизни семей, но и качество изучения Торы. Я лично знаком с множеством людей, которые успешно сочетают работу и изучение Торы. Так было и на протяжении всей истории еврейского народа".
"Сказать, что изучение Торы подходит всем – это неправда. Только те учащиеся йешив, которые обладают огромным потенциалом и в будущем могут стать великими раввинами, должны посвящать всю свою жизнь только изучению Торы. Все остальные должны совмещать изучение Торы и работу, а не полагаться на других. Необходимо, чтобы ультраортодоксальное общество приняло на себя обязанность службы в армии. Нужно учитывать тот факт, что ультраортодоксальное общество очень закрытое, и все процессы происходят в нем медленно. Об ультраортодоксах существует много стереотипов и предубеждений. Я не отрицаю, что среди них есть те, которые против каких либо изменений. Но разве это нормально иметь государство под названием "Тель Авив" и отдельное государство "Бней Брак"? Или же мы хотим быть единым народом?"
В отношении своего политического будущего Хаим Амсалем сказал: "Моя позиция в отношении затронутых сегодня вопросов сформирована исходя из того, во что я действительно верю, а не для того, чтобы обеспечить себе политическую карьеру". И добавил: "Не исключено, что вы продолжите меня видеть и в следующем Кнессете".