Разумеется, торжественное открытие 25-й международной Иерусалимской книжной ярмарки началось по-европейски сдержанно. Все выступавшие высокие лица, начиная с президента Израиля Шимона Переса, министра культуры и спорта Лимор Ливнат, мэра Иерусалима Нира Барката, по-английски приветствовали на святой земле гостей и участников праздника Книги.
А также известного британского писателя, лауреата премии Иерусалима нынешнего года Иэна Макьюэна, который саму премию очень высоко оценил, но израильтян покритиковал и, как водится в таких случаях, призвал к делу мира во всем мире.
На этом "английская часть" церемонии была закончена. Событие явно требовалось запить и закушать, и большинство резво устремилось в обзорную экскурсию по многочисленным книжным экспозициям, путь большинства, между прочим, пролегал к столам, накрытым Национальным книжным стендом России – к водочке и маринованной черемше.
"А ля-рус", - шептались носители других языков, осторожно прихлебывая "беленькую" из стаканчиков. После чего, осмотрев фото-выставку издания "Русский репортер", двигали в сторону экспозиции Давида Гроссмана.
Стенды были хороши, разнообразны, и литература на русском языке оказалась явно среди доминирующих на выставке. Заметна была тенденция, когда все чаще переводится на русский язык еврейская духовная литература. Впрочем, талантливые носители русского языка вообще любят и умеют переводить. С японского, например, как Илья Пушкин, маленькая элегантная экспозиция которого тоже привлекала внимание любителей.
Тележурналисты обзорно переводили камеры. Вот они остановились возле стенда издательства "Меркур"под руководством Рины Жак. Задержались. Да это и понятно: здесь представлена провокативная книга журналиста Нелли Гутиной "Израильтяне. Сделано в СССР". Тут же и сама эпатажная Нелли раздает автографы, не забывая, как она и обещала загодя, сбрызгивать книжки французским парфюмом. Это неординарное событие втихомолку обсуждается в кулуарах, где можно услышать:
- Берегитесь, а вдруг жене эта авантажная идея не понравится?
- Я разведен. И вообще не вижу криминала. Пусть все знают, что и книги о политике могут пахнуть хорошо…
- Так можно? – невинно интересуется Нелли Гутина, занося над книгой руку с флаконом духов.
- Да, - решительно заявляет почитатель, и автор, эта любительница "винтажа" в моде и не только в ней («Личность можно строить как строят гардероб: не отвергать сходу, а сочетатать несочетаемое») ослепительно улыбается в ответ.
Она довольна: книга, которая о-очень многим может не понравиться, начала свой путь к читателю. Начало вполне мирное, но ведь впереди еще четыре выставочных дня.