В последнее время израильские ВВС решили сменить свои давно устаревшие учебно-тренировочные самолеты Skyhawk на современные машины. Все бы хорошо, но Израилю предстоит выбрать между двумя вариантами, каждый из которых имеет свои весомые преимущества и столь же существенные минусы.
Речь идет о возможности приобретения самолетов Т-50 производства Южной Кореи и итальянских М-346. Министерство обороны Израиля намерено купить 25-35 учебно-тренировочных самолетов на общую сумму миллиард долларов. В Иерусалиме планируют также, что все затраты по техобслуживанию новых машин возьмет на себя Концерн авиапромышленности, а ВВС будут платить ему за аренду самолетов для тренировок.
Уже пора определиться с выбором, но решающая минута все откладывается и откладывается в связи с тем, что Сеул и Рим оказывают – каждый со своей стороны – нешуточное давление на Израиль, что понятно и объяснимо: никому не хочется упустить миллиард, особенно, когда очередной экономический кризис на пороге.
Итальянцы в последние дни попытались соблазнить колеблющийся Иерусалим суперсделкой. Они предложили своего рода бартер: Израиль покупает наши М-346, а мы в ответ даем заказ его Концерну авиапромышленности - оснастить и оборудовать два самолета дальнего радиолокационного обнаружения, наведения и управления AWACS. Корейцы в неофициальных контактах с Иерусалимом подвергли Италию резкой критике: по их словам, «соблазняющие» действия Рима нарушают правила международных тендеров. Далее, Сеул дал понять, что сократит до нуля закупки оружия и военной техники в Израиле, если последний примет предложение Италии. А это существенно: в 2005-2011 годах корейцы купили продукции израильского ВПК на 400 млн долларов.
Как говорят источники в ВПК, ни для кого не секрет, что глава правительства Биньямин Нетаниягу очень дружит с итальянским премьером Сильвио Берлускони. С одной стороны, итальянское предложение очень выгодно. С другой, получив выгоду сейчас, Иерусалим лишится сотен миллионов долларов прибыли в перспективе, если корейцы прекратят приобретать израильское оружие.
Сеул ответил на итальянский ход весьма агрессивным выпадом: он объявил, что его партнер в продвижении самолета Т-50 на мировой рынок – не кто иной, как американский концерн Lockheed-Martin. На самом деле это так. Только до поры до времени Lockheed-Martin не афишировал свое участие в разработке машины. Понятно, почему корейцы пошли на это. Они надеются, что Израиль, связанный обязательствами партнерства и тесного сотрудничества с США, не сможет не предпочесть Т-50, зная, что иной вариант не понравится Белому дому.
Что касается израильских военных пилотов и специалистов, они отдают предпочтение корейскому Т-50. Этот самолет не только очень похож по технико-тактическим характеристикам на давно эксплуатируемый в Израиле F-16, но и может нести приборы и оборудование израильского производства.