Вечером 11 октября начальник ШАБАКа (Службы общей безопасности) Йорам Коэн сообщил журналистам некоторые подробности о сделке обмена солдата ЦАХАЛа Гилада Шалита на палестинских террористов.
Прежде всего, сказал Коэн, это очень плохая сделка, но чтобы получить обратно Шалита, Израиль был вынужден пойти на нее. Коэн упомянул о том, как именно был подписан судьбоносный документ. Поскольку Израиль не вел и не мог вести переговоры прямо с ХАМАСом, подписание произошло в Каире: сначала бумаги были подписаны представителями Израиля, потом израильтяне покинули помещение и туда вошли посланцы ХАМАСа во главе с командиром «Бригад Аз ад-Дин аль-Касем» (боевого крыла) в Газе Ахмадом Джабари. Они тоже поставили свои подписи.
Итак, на первом этапе будут освобождены 450 террористов, на втором – более 550, в общей сложности 1027.
Как отметил Коэн, Израиль на протяжении всех лет переговоров не соглашался освободить 60 супертеррористов, на освобождении которых настаивал ХАМАС. Теперь Израиль согласился освободить всего 15 из этих 60. В тюрьмах останутся большинство лидеров боевого крыла ХАМАСа, в том числе командир "Аз ад-Дин Аль-Касем" в Самарии Абдалла Баргути, генеральный секретарь Народного фронта освобождения Палестины, организатор убийства министр туризма Израиля Рехавама Зеэви Ахмад Саадат, бывший лидер «Танзима» в Иудее и Самарии Маруан Баргути.
Далее, ХАМАС не соглашался, чтобы освобождаемые террористы – жители Иудеи и Самарии были высланы в Газу или за рубеж. Теперь 203 террориста будут высланы в Турцию, в некоторые страны Европы и в Газу, и только 103 человека из «не самых опасных» смогут вернуться в Иудею, Самарию и в Восточный Иерусалим. К слову, если раньше Израиль категорически возражал против освобождения в рамках сделки террористов – израильских арабов, то теперь это возражение снято, на свободу выйдут 6 кровавых террористов с голубыми (израильскими) удостоверениями личности.
На счету всех тех, кто теперь выйдет на свободу, жизни 1200 израильтян.
Уже известно, что министр иностранных дел Авигдор Либерман на заседании правительства в ночь на 12 октября проголосует против сделки. Либерман предоставил свободу голосования другим министрам от партии «Наш дом Израиль». Нет сомнений в том, что министр национальных инфраструктур Узи Ландау тоже не поддержит сделку. Как проголосует министр туризма Стас Мисежников – неизвестно. Пока нет ясности о том, какова позиция министра по стратегическим угрозам Моше Яалона, министра по развитию Галилеи и Негева Сильвана Шалома и министра науки Даниэля Гершковича. В любом случае, у сторонников сделки будет подавляющее большинство.
То же самое произойдет и в Кнессете. Оппозиция заявила, что безоговорочно поддерживает правительство. Председатель Кнессета Реувен Ривлин сообщил, что готов провести экстренное заседание в ближайшие дни, даже на исходе Праздника кущей (Суккот).
Но вернемся к тому, что сказал Йорам Коэн, глава ШАБАКа. ХАМАС требовал: Израиль должен дать гарантию, что не станет в будущем пытаться ликвидировать тех, кто будет освобожден в обмен на Шалита. Израиль в итоге не дал никаких гарантий. По существу, это означает: если появится информация о том, что кто-либо из освобожденных вновь занялся террором, можно будет ликвидировать этого человека.
Со своей стороны, глава политбюро ХАМАСа Халед Машаль в выступлении по ТВ вечером 11 октября обещал, что его движение будет продолжать попытки захватить солдат ЦАХАЛа или граждан Израиля, чтобы освободить 8000 палестинских террористов, которые еще находятся в тюрьмах.