Генеральный директор Управления по ТВ и радиовещанию Израиля Йони Бен-Менахем 18 декабря был принят президентом страны Шимоном Пересом. Бен-Менахем рассказал президенту о тяжелом финансовом положении УТВиР.
Кроме того, гендиректор попросил Переса похлопотать перед главой правительства и министром финансов о скорейшей реализации реформы ведомства. Президент пообещал сделать все, чтобы способствовать укреплению общественного вещания.
Примечательно, что гендиректор УТВиР отправился на поклон к Пересу сразу после того, как правительство утвердило решение о снижении так называемого «телевизионного налога» на 5% в 2012 году. УТВиР требовало не снижать, а напротив, повысить «телевизионный налог», как он повышался все последние годы.
Речь о полной отмене «телевизионного налога» заходит перед каждыми выборами, почти все партии обещают гражданам добиваться отмены этого побора, но после голосования благополучно об этом забывают.
Между тем общественное ТВ в Израиле малоэффективно. Чем объяснить тот факт, что УТВиР постоянно просит денег у минфина, а вот Второй канал, то есть частное ТВ, средств не просит, но между тем не только живет, но и нормально развивается? Объяснение есть только одно. Второй канал, зная, что никто ему ничего не даст, хозяйствует рачительно и целесообразно, протягивает ножки, как говорится, по одежке.
Что у УВТВиР, то есть у Первого канала? Раздутые штаты, масса балласта, не в меру вздернутые зарплаты, недостаточно прогрессивный и прагматичный менеджмент. Помнится, лет 5-6 назад, когда стало известно, что патриарх израильского ТВ Хаим Явин получает на Первом жалованье в 40 тыс шекелей в месяц, в «русской» да и в других общинах возмутились: «С нас берут «телевизионный налог», но почему перед нами никто не отчитывается, в разумных ли пределах оплачивается работа журналистов, обозревателей и т.д. Нет ничего удивительного в том, что каждый год Первый канал просит повысить налог – Явин, скорее всего, не один с таким жалованьем».
Руководство Первого канала тогда парировало претензии таким аргументом: «Не будет такого жалованья – Явин от нас уйдет. Не будет Явина – рекламодатели не дадут рекламу». Опровергнуть эту логику легко: ищите способных журналистов, которые станут трудиться за нормальное, но не чрезмерное жалованье. И ищите рекламодателей – за то и вам самим немалые деньги платят.
А Первый все не унимается. Он, как обычно, хочет танцевать сразу на двух свадьбах: иметь статус общественного и в то же время жить привольно и роскошно, как может позволить себе только частная, не черпающая деньги в бюджете компания.
Давид Натензон