Второй номер партии «Кадима», бывший министр обороны, а ныне председатель комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне Шауль Мофаз вечером 8 января поздравил журналиста Яира Лапида с приходом в политику.
Напомним, днем Лапид, работавший в пятничной информационно-аналитической программе Второго телеканала, объявил об увольнении в связи намерением заняться политикой. Разговоры о создании Лапидом своей партии идут уже полтора года.
И вот, как уже сказано, Мофаз позвонил Лапиду, поздравил его и призвал работать рука об руку с целью «свалить плохое правительство Нетаниягу».
Тут забавно вот что. В свое время Ариэль Шарон, сколотив из перебежчиков из «Ликуда» и из других партий «Кадиму», фактически похоронил радикально антирелигиозный «Шинуй», партию Томи Лапида, отца сегодняшнего дебютанта Яира. Теперь, по мнению многих обозревателей, будущая партия Яира Лапида станет фактическим могильщиком хромающей на обе ноги «Кадимы», отберет у нее львиную долю голосов.
И Мофаз, один из лидеров «Кадимы», спешит обратить нерастраченную энергию Лапида-младшего против «плохого правительства Нетаниягу».
Мофаз, если кто не помнит, был в свое время начальником Генштаба ЦАХАЛа. Трудно сказать, каким он был генералом – больших войн, к счастью, Израиль в тот период не вел. Но вот политик Мофаз слабый, он почти начисто лишен харизмы. Шарон держал его на коротком поводке, да и Ципи Ливни, глава «Кадимы», тоже далеко не iron maiden израильской политики, легко блокирует многочисленные попытки Мофаза отнять у нее председательское кресло.
А та часть левого лагеря, которая сделала основой своей политической платформы борьбу с «религиозным засильем», в восторге от прихода Яира Лапида на политическое поприще. Эти левые надеются, что Яир так же, как и его отец Томи в 2001 году с вновь созданным «Шинуем» отхватит множество мандатов в Кнессете на волне стремления общества к равноправию, свободе и демократии. Отхватит – и начнет вершить судьбы Израиля.
Но природа имеет свойство отдыхать на детях. Яир - не его папа. Все опросы, которые сулят Лапиду-сыну и единомышленникам массу голосов и мандатов – это магия фамилии. Сын пока ничего существенного ни в жизни, ни в журналистике не совершил, и если бы не папины авторитет и связи – неизвестно, где вообще был бы. Некоторые антирелигиозные организации пытаются раскрутить Яира в надежде извлечь из этого впоследствии ощутимые дивиденды в виде лоббирования их инициатив в Кнессете.
В общем, Яир Лапид на данном этапе – это не политический вундеркинд, а так, осколок звездного эха.
Давид Натензон