Ликвидация на прошлой неделе в Тегеране ученого-ядерщика Мустафы Ахмади Рошана – классическая операция израильской разведки Мосад.
Так считает лондонская «The Sunday Times». 16 января газета опубликовала обширную статью на эту тему. В материале рассказывается, среди прочего, что до покушения на Рошана группа агентов Мосада, рискуя собственными жизнями, следила за ученым, по крупицам собирала информацию о нем (он не только преподавал в Техническом университете в Тегеране, но и был заместителем директора комплекса по обогащению урана в Натанзе).
Для статьи дал анонимное интервью источник в спецслужбах Израиля. Он высказался о ликвидации в последние два года четырех иранских специалистов-ядерщиков. По его словам, физическое устранение ученых и инженеров – не альтернатива военной операции против иранских ядерных объектов, а, скорее, увертюра к ней. Израиль убирает этих людей для того, чтобы после бомбежки ядерных объектов исламская республика не смогла быстро восстановить свой технологический и инженерный потенциал.
Источник также рассказал «The Sunday Times» следующее. За Рошаном наблюдали как минимум две группы агентов Мосада, причем одна из них находилась у здания штаба иранской разведки (оно расположено рядом с домом ученого).
В какой-то момент агентам показалось, что иранская контрразведка знает о замысле израильтян: на частотах полиции и служб безопасности начались оживленные переговоры. Однако потом все успокоилось, операция продолжилась.
Агенты видели, как телохранитель Рошана вышел из дома и тщательно осмотрел автомобиль ученого. Взрывного устройства в тот момент на машине не было, так что телохранитель сел за руль, а потом дал сигнал самому Рошану о том, что можно ехать.
В эту секунду руководитель операции скомандовал ожидавшим неподалеку двум мотоциклистам: вперед, можно приступить к завершающей фазе операции. Мотоциклисты быстро догнали в потоке автомобилей машину Рошана, поскольку знали, какой дорогой ядерщик обычно едет на работу. В 08:20 мотоциклисты прикрепили взрывное устройство на магнитах к корпусу машины Рошана и мгновенно скрылись. Через 9 секунд последовал взрыв.
Телохранитель за рулем получил тяжелое ранение, Рошан погиб на месте. На похоронах друзья ученого рассказали, что он ставил перед собой две главные цели. Первая: сражаться с Израилем. Вторая: стать шахидом (то есть мучеником, погибшим за святое дело). Обеих целей он достиг. Правда, его война против Израиля завершилась поражением. Зато шахидом Рошан точно стал.