В последнее время жалобы на низкий уровень школьного образования в Израиле становятся такими же привычными и безнадежными, как разговоры об озоновых дырах. Эту проблему снова и снова обсуждают на бесчисленных профессиональных конференциях, правительственных комиссиях, в Кнессете и в СМИ.
Если бы кто-то в Израиле создал бы в Facebook группу хулителей системы школьного образования, то она побила бы все рекорды по числу присоединившихся. Только ленивый не лягает израильскую школу, но голоса родителей-репатриантов из бывшего СССР звучат в этом ругательном хоре громче всех. Мы не можем ни понять, ни, тем более, принять тот факт, что у многих учителей нет высшего образования, не говоря уже о специальном педагогическом. А злые языки утверждают, что не так давно у нас в стране был министр просвещения без багрута.
Нам не нравятся школьные порядки, к школьным психологам мы относимся настороженно, подозревая, что и у них нет диплома. А самое главное, нам не нравится, что наши дети плохо знают математику и физику, почти не знают биологию и химию, слабо – английский и т.д.
И получается заколдованный круг: приехали в Израиль ради детей и их будущего, первые годы «никайонили» и «метапелили», отдав детей в школу, пустили дело воспитания и образования на самотек, ведь времени нет – надо зарабатывать деньги. И «вдруг» на носу экзамены, а дети, оказывается, к ним не готовы – надо брать репетиторов, значит, надо еще больше работать, чтобы им платить. Выхода нет. Что называется, приехали!
В жизни многих семей репатриантов по прибытии в Израиль возникает проблема, как дать своим детям хорошее образование, как помочь им побыстрее найти новых друзей. Надо понимать, что, уезжая, родители вырвали детей из привычной среды. Эти первые в своей жизни потери дети переживают очень тяжело.
Конечно, готовясь к репатриации, все читали сохнутовские брошюры, в которых написано, что в Израиле существует система школ-интернатов. Но даже и мысли такой не возникало – отдать своего ребенка в интернат. Само это слово для уха бывших советских людей звучало кощунственно. В СССР ведь в интернат отдавали детей от полной безысходности. Но дело в том, что израильские школы-интернаты отличаются от советских, как киббуцы от колхозов.
Первые кфар-ноар (в переводе с иврита - молодежная деревня или городок) – так в Израиле называют школы-интернаты – возникли еще до образования государства. Перед педагогическими коллективами была поставлена задача: сформировать из своих воспитанников нового человека, будущего гражданина будущего государства. Это была смесь идеологии сионизма и идей Льва Толстого, которые привезли с собой из России первые халуцим. Сионисты, большинство которых были светски образованные евреи, воспринимали иудейскую религию как учение о воспитании идеальной человеческой личности и создании идеального общества, а это и есть основная идея толстовства. Их программой было создание в Эрец-Исраэль свободного общества равноправных тружеников.
Неудивительно, что отцы-основатели еврейского государства не только поддержали уже действовавшие школы-интернаты, но и способствовали созданию новых.
С началом Большой алии у школ-интернатов началась "третья молодость". В середине 90-х учителя-репатрианты из бывшего СССР явили собой свежий глоток воздуха для молодежной деревни и школы имени Иоанны Жаботински. На сегодняшний день в школе обучаются 900 учеников. Часть из них приезжают на учебу каждый день - в школе есть несколько десятков автобусов и минибусов для подвозки учеников из Ашдода, Ришон ле-Циона, Гедеры, Бейт-Шемеша, Рамле, Реховота, Явне и других городов, но для этого им приходится вставать по утрам на несколько часов раньше своих сверстников. Более 200 семей предпочли для своих детей интернат. Для них молодежный поселок имени Иоанны Жаботински стал вторым домом, они находятся здесь все 24 часа в сутки и возвращаются к родителям раз в две недели.
Молодежный городок, где расположена школа, и сама школа носят имя жены Зеева Жаботинского - о первой встрече с ней он написал в своем автобиографическом очерке «Повесть моих дней»: «Было ей десять лет, и звали ее Аней, Иоанной Гальпериной...» Спустя двенадцать лет они поженились, и Иоанна стала верной спутницей и преданным единомышленником великого сионистского лидера. Жаботинский тщательно оберегал от посторонних свою личную жизнь, и мы очень мало знаем об Иоанне. Тем не менее, известно, что она играла на рояле и изучала агрономию во Франции. Нет сомнений, что Иоанна хорошо знала иврит, ведь Зеев Жаботинский придавал этому огромное значение. Он говорил, что иврит – это «связь с прошлым и мост в будущее». Школа им. Иоанны Жаботински, исполняя завет Жаботинского, является самым надежным фундаментом и помогает построить этот крепкий мост своим ученикам.
Следует отметить, что школа имени Иоанны Жаботинской по методикам преподавания, по внеклассному образованию и по многим другим параметрам является одной из самых передовых в Израиле, а Мила Спивак – единственная в стране русскоязычный директор школы. Здесь, как нигде, знают о проблемах детей-репатриантов. «Мы делаем все возможное, чтобы ребенок получал дополнительные часы по всем предметам, особенно для изучения иврита», - рассказывает Мила Спивак. Школа имени Иоанны Жаботинской с интернатом – это и большая дружная семья, и огромное хозяйство. «У нас в школе есть теплицы, мы выращиваем органически чистые овощи по новейшим сельскохозяйственным технологиям, сотрудничаем с Институтом Вулкани, наши ученики проводят исследования под руководством ученых, - говорит Мила Спивак. - А с недавнего времени, когда обязанность по управлению школой взяла на себя педагогическая амута «Атид», у наших учеников появилась замечательная возможность не только получить высокий багрут, но и с юношеского возраста учиться управлять сложными технологическими процессами. В нынешнем учебном году школа имени Иоанны Жаботински участвует в новом проекте «Эзнек ле Атид» (Взлет в будущее), в рамках которого ученики старших классов один день в неделю работают на одном из крупнейших производственных предприятий страны “Coca-Cola Israel”. Ребята работают во всех отделах концерна, начиная от администрации, маркетинга, рекламы и заканчивая непосредственно производством популярного напитка. Работники «Coca-Cola» участвуют в этом проекте в качестве волонтеров – у каждого ученика свой наставник. В конце трудового дня на «Coca-Cola» и старшеклассники, и волонтеры-наставники собираются вместе и обсуждают, что в этот день происходило на всех этапах производства, как бы складывают этот пазл в единое целое. Эти обсуждения зачастую перерастают в настоящие «мозговые штурмы», старшеклассники буквально фонтанируют идеями и нередко дают вполне дельные предложения по улучшению технологического процесса". Недаром школу имени Иоaнны Жаботински ее выпускники называют трамплином: в университеты, в элитные армейские части, в большую науку. Здесь они получают самую настоящую путевку в будущую жизнь.
Школа гордится своими выпускниками, а ныне юристами, работниками хай-тека, учителями, врачами, профессиональными военными, специалистами в различных областях науки и техники.
Государство обеспечивает не только обучение, но и проживание в кампусе, полноценное питание детей, их досуг и медицинское обслуживание. Не важен статус родителей. Важны дети и их будущее. А будущее детей – это, в конечном итоге, будущее Еврейского государства.
Телефон: 086349468