Когда говорят об израильской культуре, часто синонимом ее выступает наше неуемное желание жаловаться. Иногда кажется, что мы испытываем удовольствие, жалуясь на нашу страну, ее руководителей и качество жизни. Но на поверку, нашу положение не так уж и плохо. В конце концов, тысячи иностранных рабочих бегут к нам из Африки. Слов нет, не может быть никакого сравнения между нашим стандартом жизни и ежедневным прозябанием в странах, соседствующих с нами.
Интересно отметить, что когда мы задаем арабским гражданам нашей страны вопрос о предпочтениях в выборе гражданства в случае реализации принципа «два государства для двух народов», они дают весьма двусмысленный ответ: «Конечно, мы хотели бы остаться израильскими гражданами». Однако при этом они снабжают свой ответ существенной оговоркой: «Пожалуйста, пусть это будет между нами и ни в коем случае не ссылайтесь на меня нигде». Вот эта вторая часть ответа очень характерна, поскольку она не только указывает на полное отсутствие свободы выражения, но и на вполне реальный страх выразить свою противоречивую политическую позицию по другую сторону зеленой черты.
После возведения забора безопасности цены на недвижимость в Старом городе и Восточном Иерусалиме взлетели до небес, попутно обойдя в некоторых случаях цены в Западном Иерусалиме. Арабы постепенно стали переезжать в Западный Иерусалим, гарантируя для себя, таким образом, возможность остаться в Израиле. Не стоит сомневаться, что люди предпримут крайние меры, чтобы остаться по эту сторону границы. Может быть, нам все же не стоит жаловаться на нашу экономику, общество и безопасность, когда совсем рядом с нами положение несравненно хуже?
Я думаю, что одна из основных причин бегства в Израиль иностранных рабочих, как раз и сосредоточена во «власти закона». Стандартное определение власти закона состоит в том, что граждане и государство являются равными субъектами закона. Гражданам позволяется заниматься любой деятельностью, коль скоро подобное занятие не является противозаконным, и, если они не задержаны, арестованы и наказаны за эти нарушения.
Поскольку главенство закона живо и действенно в Израиле, президент не может изнасиловать кого-либо, поскольку он является президентом. А армия не может направлять свое оружие на людей лишь потому, что это армия. Родители не имеют права заставлять детей работать вместо учебы в школе, потому что они – родители. Мужьям никто не позволит бить своих жен на том лишь основании, что они – мужья. И работодатели не могут нанимать рабочих без оплаты их труда лишь потому, что они – работодатели. Это может звучать вполне очевидно, но именно противоположность этому очевидному является печальной реальностью в большинстве стран, откуда эти иностранные рабочие попали в Израиль.
Одно из преимуществ власти закона состоит в том, что оно создает некую правовую определенность. Каждый знает правила игры: сколько налогов следует заплатить в каждом конкретном случае и как провести конкретные операции по уменьшению налогов. Все работодатели знают, каков уровень минимальной заработной платы и каково наказание в случае нарушения при несоблюдении минимальной оплаты труда. Они знают, что существует суд, в котором работодателя призовут к ответу. Уверенность порождает доверие, а доверие, в свою очередь, является фундаментом растущей экономики. Это, наряду с другими факторами, делает Израиль столь привлекательным для множества иностранных рабочих.
Тем не менее, в случае с нелегальными иностранными рабочими, главенство закона на практике превращается в обоюдоострый меч или, если хотите, палку о двух концах. Те же юридические рамки, делающие Израиль столь привлекательным и спасительным небом, определяют, что человек не может находиться в Израиле без соответствующего визового статуса. Таков закон. И при всем сочувствии к тяжелому положению иностранных рабочих, стоит нам только позволить им жить и работать нелегально лишь потому, что они желают этого, главенство закона будет нарушено. Отсюда, правительство обязано депортировать нелегальных рабочих не потому, что они не равны перед законом, но именно потому, что они, наравне с гражданами Израиля, равны перед ним.
Даже если большинство из нас и придет к одному и тому же умозаключению о необходимости депортации нелегальных иммигрантов, важно подойти к этому вопросу, не нарушая прав человека. Различного рода кампании, представляющие этих людей источником эпидемий, и посему, заслуживающих уничтожения, не только постыдны, но и потенциально могут поставить под угрозу общественный порядок в самом Израиле. Все человеческие права достойны уважения. И поскольку настоящей причиной депортации является желание поддержать власть закона, а не предубеждение и фанатизм, мы должны, насколько это возможно, отнестись к процессу депортации достойно званию человека.
Если мы на самом деле хотим сохранить наш уровень и качество жизни, важно не только поддерживать имеющееся у нас главенство закона, но и применять его с уважением и сочувствием.
Калев Майерс
Калев Майерс занимается юридической практикой в Иерусалиме и является партнером юридической фирмы «Иегуда Раве и К». Он - основатель и главный консультант Иерусалимского Института Правосудия, некоммерческого учреждения, занимающегося вопросом соблюдения гражданских прав, свободы вероисповедания и социальной справедливости в Израиле