"Конфликтные", или, как еще называют, "народные", шоу в этом сезоне оказались на пике популярности. Аналоги "Большой стирки" и "Моей семьи" появились почти на всех каналах. На российском телерынке всего два производителя программ такого формата - Валерий Комиссаров и "Первый канал". "Известия" попытались выяснить, чем отличаются эти шоу, как производятся и сколько стоят.
"Большая стирка" появилась в эфире летом прошлого года. Придумал ее гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст. На канале вспоминают, что работа шла тяжело, долго придумывали концепцию программы и решали, куда ее лучше поставить. Появлением "Стирки" Эрнсту удалось изменить рамки прайм-тайма. Если раньше это самое дорогое для рекламодателей время начиналось в 18.00, то с появлением "Большой стирки" - на час раньше, в 17.00.
"Большая стирка"- один из самых дорогостоящих проектов "Первого канала". Дороже только "Последний герой". Для дополнительного инвестирования в проект был приглашен телевизионный продюсерский центр "Новая компания". Его вложения через полгода после начала проекта составляли уже порядка $1 млн. Производство каждой программы обходится его создателям в $20 тыс. Всего в "Стирке" три рекламных блока по четыре минуты. Стоимость одной минуты рекламы - $96 тысяч, скидки достигают 30%. "Большая стирка" выходит 20 раз в месяц. Нетрудно посчитать, что ежемесячно она приносит доход в $11,6 млн. Сейчас шоу собирает рейтинг порядка 8 пунктов, долю аудитории- 45.
Над названием шоу тоже долго мучились. Сначала "Стирку" хотели назвать "Грязным бельем". "Представляете, - говорит руководитель Дирекции утреннего вещания "Первого канала" Лариса Кривцова, - звонят наши редакторы гостям: Здравствуйте, "Грязное белье". С популярностью шоу в нем уменьшается число подсадных героев и актеров. "Хотя, конечно, мы не спецслужбы и не можем проверять достоверность всех рассказанных нам историй, - продолжает Лариса Кривцова. - Герои программы часто приходят и по второму, и по третьему разу. Нам звонят и говорят: ну про что вам надо рассказать? Я про все могу. А мы отвечаем: придумай себе историю, если уж тебе так надо, и приходи".
Проще и маргинальнее делает свои шоу Валерий Комиссаров. На телевидении говорят: "Если не нужен статус, а нужен рейтинг - это к Комиссарову". Зато никто не отказывает создателю "народных" шоу в коммерческой успешности. "Моя семья" - один из долгожителей российского телевидения. Но по-прежнему собирает рейтинг в 3 пункта и долю порядка 20. Сейчас на телевидении выходят сразу несколько программ производства Валерия Комиссарова: "Семья", "Окна", "Что хочет женщина?", "Сказки о любви". Как только программа раскручивается, в печать выходит газета с одноименным названием. Успешен Комиссаров и во франчайзинговом бизнесе. Соки, масло, майонез выходят под маркой "Моя семья". Еще одна отрасль телевизионного бизнеса, которую собирается освоить Валерий Комиссаров, - сериалы, один из самых доходных форматов. Производство его передач на порядок дешевле шоу "Первого канала". Программу "Окна" СТС покупал за $7,5 тыс. Но Комиссаров потребовал увеличить цену и обеспечить предоплату на год вперед. На СТС это предложение назвали шантажом. Теперь "Окна" выходят на ТНТ три раза в день и серьезно поднимают рейтинг канала. Платят за них уже $20 тыс. Рейтинг "Окон" порядка 5 пунктов, доля - 15.
На ТНТ, кстати, скоро появится еще одно конфликтное шоу, вести его будет "агент национальной безопасности" Михаил Пореченков. Свое авторство в программе "Окна" Валерий Комиссаров не признает, он даже убрал свою фамилию из титров. Объясняет тем, что проект слишком скандальный и может повредить его имиджу депутата и народного заступника. "Все персонажи программы "Моя семья" - реальные! Никаких репетиций! Никаких актеров!" - заявил "Известиям" Комиссаров. Руководство "Окон" с "Известиями" говорить отказалось, объяснив это тем, что "у Валерия Комиссарова есть строжайший принцип закрытия информации". Пресс-секретарь "Моей семьи" Наталья Синани по-своему объяснила неестественную игру актеров в программе: "Это не актеры, а простые люди, большинство из которых первый раз попали на телевидение. Поэтому перед камерой они несколько теряются и, вероятно, говорят совсем не то и не так, как собирались до того, как попали в студию". Один из создателей шоу Комиссарова говорит, что "на каждой из программ задействованы десятки редакторов, каждый ищет героев сам: в основном бедных студентов из театральных училищ, в других случаях - через агентства, например, "Михайлов и партнеры", там есть целые картотеки людей для всяких роликов.
Появление актеров в шоу - закономерное явление. Они лучше справляются с поставленной задачей. А телезрителю, как правило, важен результат, а не средство. Не факт что находящиеся на пике шоу сохранят свою популярность. На телевидении предсказывают, что в следующем сезоне скорее всего произойдет "бум более интеллектуальных программ и шоу", что звучит для тех телезрителей, которые приходят в ужас от семейно-бытовых постирушек и помоек, утешительно.