Исламистское руководство Египта продолжает демонстрировать отнюдь не дружественное отношение к Израилю.
Как заявил советник президента Мохаммеда Мурси Мухаммад Сиф Ад-Двула в интервью газете «Аль-Йом аль-Саба» 30 сентября, территория к востоку от Египта – «это оккупированная арабская Фалястын, и так, видимо, останется навеки».
По словам советника, режим предыдущего «президента Египта Хосни Мубарака называл сионистское образование Израилем и оказывал ему множество услуг безвозмездно».
В создании нынешней крайне негативной ситуации в сфере безопасности на Синае Ад-Двула обвинил...мирный договор в Кемп-Дэвиде: «Из-за этого соглашения Египет утратил свой суверенитет над полуостровом. Безопасности Израиля, судя по договору, было отдано предпочтение перед безопасностью Египта. Следует обратиться к международному сообществу с тем, чтобы оно помогло найти пути снять ограничения для Египта при обеспечении безопасностии на Синае».
Вместе с тем, советник отметил, что Египет не призывает к войне против Израиля.
У Ад-Двулы, как и у его хозяина Мохаммеда Мурси, вероятно, слишком короткая память. Что-то он там говорит про суверенитет над Синаем, которого Египет якобы лишился в Кемп-Дэвиде...Суверенитет над Синаем, как и самого полуострова, Египет утратил много раньше, после разгрома, учиненного Израилем в Шестидневной войне. Израиль уверенно и безусловно владел полуостровом, построил там великолепный город Ямит и продолжал бы владеть и строить до сих пор, если бы тогдашнему руководству в Иерусалиме не пришла в голову (под давлением известного защитника и стороника арабов президента США Джимми Картера) идея стать миротворцами.
Менахем Бегин и его коллеги напрочь забыли, с кем имеют дело. Тогдашний президент Египта Анвар Садат понял, что победить Израиль на поле боя не удастся никогда, так что надо попробовать шанс вырвать что-либо у еврейского государства за столом переговоров. Садата, возможно, отчасти тоже привлекали лавры миротворца.
Но Бегину и его команде следовало просчитать, что вслед за Садатом в кресло президента в Каире может сесть некто, кому все еще не терпится сбросить евреев в море. Демократии-то в Египте, как и в прочих арабских странах никогда не было и скорее всего не будет.
После Садата пришел относительно лояльный Мубарак. Мубарак был реалист и понимал, что без миллиардов американской помощи Египту не прожить. Кроме того, он довольствовался прибылями от курортов Синая и старался не злить Белый дом. А Израиль все эти почти 30 мубараковских лет тешил себя иллюзией мира.
Иллюзии разбила революция в Египте. Она же привела на вершину власти в Каире лидера исламистского движения «Братья-мусульмане» Мухаммеда Мурси. Американские деньги он тоже любит, но любит, похоже, и принцип «на ежика сесть и не уколоться». Мурси почувствовал, что президент Барак Хусейн Обама продолжит выделять сотни миллионов долларов Египту, даже если Каир заговорит о пересмотре Кемп-Дэвидских соглашений в части, где говорится о демилитаризации Синая. И вот Египет говорит об этом все громче и наглее. Ну в самом деле, разве стал бы советник Мурси делать такие заявления в газетном интервью, если бы идеи не были одобрены и санкционированы патроном?
Давид Натензон