Летом этого года Иран использовал треть накопленного им обогащенного урана как топливо для исследовательского реактора.
Это решение, скорее всего, в тот момент спасло Иран от израильского удара. Такой намек сделал министр обороны Израиля Эхуд Барак в интервью британской газете «Telegraph» 30 октября.
Издание приводит такие данные. Минувшим летом Тегеран распорядился взять 38% из накопленных 189 кг урана, обогащенного до 20%, и превратить эту партию в топливо для гражданского исследовательского реактора. Речь идет о почти 72 кг.
Таким образом, режим аятолл несколько отложил для себя момент, когда будет располагать количеством обогащенного урана, достаточным для создания атомной бомбы. Именно «несколько отложил». Тегеран в принципе не отказался от намерения обзавестись ядерным оружием.
Барака спросили, как он думает, почему Иран пошел на такую меру, ведь это было отступление. Израильский министр ответил, что возможных объяснений три. Первое: в мире шла настолько открытая и серьезная общественная дискуссия об израильской или американской (или совместной) атаке на иранские ядерные объекты, что аятоллы сочли за лучшее притормозить. Второе: это был шаг дипломатического характера с целью не допустить, чтобы пик кризиса пришелся на период перед выборами в США, и просто выиграть время. Третье: это могла быть попытка продемонстрировать Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ)- видите, мы выполняем свои обязательства, наша ядерная программа имеет мирную направленность.
Вполне возможно, подчеркнул Барак, что имело место сочетание всех трех вариантов. Он напомнил также, что Иран продолжает разрабатывать ядерное оружие и тем самым угрожает стабильности и миру не только на Ближнем Востоке, но и на планете в целом.