Уважаемый спикер, уважаемый Кнессет,
Вся суть наших сегодняшних выступлений должна сводиться к ответу на один вопрос: отдать свой голос «за» или «против» предложенного нам государственного бюджета на будущий год.
Я хотел бы сейчас рассмотреть этот документ только с точки зрения экономики и его сути, и не открывать здесь, как это у нас принято, политической дискуссии. Я представлю вам только факты, только цифры и ничего, кроме фактов и цифр.
1. О дефиците. Правительство утверждает, что его дефицит в 2003 году составит 3,9% от ВНП .
Директор Банка Израиля Давид Клейн, который разоткровенничался в разговоре с Нехемьей Штрасслером, корреспондентом «Гаарец», в своем июньском интервью сказал буквально следующее: когда правительство высчитывает свой годовой бюджетный дефицит, оно манипулирует цифрами, так что истинный дефицит составит 6,9% от ВНП, т.е. не 18, а 31 миллиард шекелей! Та самая рейтинговая компания «Фитч», которая, по свежему выражению Сильвана Шалома, дала нам желтую карточку, прямо говорит о 8% дефицита, что это является чистым банкротством.
2. О государственном долге. Официально – по самым последним данным – государственный долг Израиля составляет 103% от ВНП, примерно 500 миллиардов шекелей.
При этом следует помнить, что одни только США вкачали в наши государственные структуры за последние 20 лет почти 150 миллиардов безвозмездных долларов в нынешних ценах, то есть сумму, намного превышающую весь наш официальный долг. Помогали нам и многие другие – начиная с Германии и кончая еврейскими общинами мира. Ни одна страна в мире не получает таких подарков! Однако мы продолжали политику дефицита – в том числе и в том, что касается внешнеторгового баланса – даже с учетом американской и прочей помощи.
Параллельно «хорошему», признанному долгу наше государство создало, по меньшей мере, еще один, «плохой», неуправляемый. Так, только пенсионные долги правительства – его собственная задолженность и гарантии по обязательствам иных общественных структур – составила в 2001 году фантастическую сумму в 500 миллиардов шекелей. Это значит, что одни только пенсионные долги государства равны всему его официально признанному долгу. Если предположить, что в текущем году правительство задолжало пенсионерам столько же, сколько и в 2000, наш настоящий дефицит составит в этом году 13,7% от ВНП – сумму, котоое я даже не хочу обсуждать, настолько она невозможна.
3. Бюджетные сокращения.
Бюджет 2003 года больше предыдущего на 28.1 миллиарда, 8% роста. Это больше, чем инфляция... Это экономия?
Но это и блеф, ибо в бюджет заложены рекордные налоговые поступления – на 10 млрд. больше, чем в прошлом году. У правительства нет ни одного шанса взыскать эти деньги. Так что готовьтесь к новым сокращениям пособий, фактически запрограммированным этим нереальным показателем.
Нам рассказывают басню о сокращении расходов министерств – не бюджета, обратите внимание, а расходов министерств – на 8.7 млрд. Сокращение по сравнению с чем? Расходы правительства вырастут в 2003 году, уж точно – вырастут номинально. Правительство указывает в разных документах, разные суммы расходов: то 226 млрд, то 208 млрд. Это на 30 млрд. больше, чем в 2002 году. Это сокращение?
Наши выплаты по коммерческим долгам составят в 2003 году больше 35%. Все, что мы возвращаем по части основного капитала, мы тут же перезанимаем заново. И, как вы помните, непременно создаем новый дефицит, под который тоже берем ссуду.
Вычтем возврат долгов – получим 175.2 млрд. Это и есть настоящие расходы правительства. В 2002 году они составили 170.4 млрд. Это сокращение?
Единственные настоящие сокращения правительство проводит в двух смежных областях – оно поднимает налоги и урезает пособия. Это просто и удобно – ибо позволяет ему продержаться во лжи еще немного, еще чуть-чуть отсрочить неизбежное банкротство. Между тем, так называемые «социальные ведомства» отнюдь не бедствуют: их суммарный бюджет составляеь 118 млрд, опять же, больше, чем в этом 2002 году. Это 69.2% от реальных расходов правительства. Не спрашивайте, на что идут эти деньги – на две вещи: на зарплаты и на поддержание иллюзии существования.
Это и есть израильская арифметика.
Вывод: Страна, банковская система которой котируется с такой невероятной скидкой, в среднем, вдвое ниже стоимости заявленных ею активов – несомненный кандидат в банкроты.
Израиль на протяжении всей своей истории ни разу не закончил год без многомиллиардного дефицита.
Израиль – единственная развитая страна мира, население которой быстро растет. Естественный прирост вместе с алией составляет у нас около 3% в год. Стало быть, только чтобы сохранять подушный ВНП неизменным, наша экономика должна реально расти на те же 3% в год.
В связи со всем сказанным выше, я требую отставки министра финансов! Ситуация, в которой находится сегодня наша страна - это его рук дело! За время пребывания Сильвана Шалома на посту министра, им было совершено столько действий еще сильнее затягивающих петлю на нашей шее, что в любой нормальной стране он вынужден был бы давно подать в отставку!
Чего стоит хотя бы финансовая драма 2002 года с истерическим снижением, а затем еще более истерическим повышением кредитных ставок, ростом доллара и чудовищным удорожанием кредита. Все эти финансовые трюки обошлись стране во многие миллиарды шекелей!
Израилю абсолютно необходима грандиозная законодательная, гражданская, экономическая и социальная реформа – только таким образом израильская политическая и экономическая система может возродиться и обрести функциональное здоровье. Израильский кризис не является кризисом чисто экономическим, в гораздо большей степени это кризис власти.
Пресс-служба партии "Демократический выбор"