Портал ISRAland - израильские новости


31 Января 2025 [2 Швата, 5785 г.] В Иерусалиме
Разделы новостей
Новости раздела
Рахманинов. Равель. Кожокару 12:56 28/01
Рахманинов. Равель. Кожокару
От 18 до 80 и старше 12:52 28/01
От 18 до 80 и старше
Открытие серии выставок в Музее израильского искусства в Рамат-Гане 20:29 26/01
Открытие серии выставок в Музее израильского искусства в Рамат-Гане
Коль Адам - мировая премьера Кибуцного ансамбля балета 13:14 26/01
«Коль Адам» - мировая премьера Кибуцного ансамбля балета
Оркестр Симфонет Раанана. Концерт № 2 (перенесен с ноября 2024 года) – Моцарт в Леванте 13:09 26/01
Оркестр «Симфонет Раанана». Концерт № 2 (перенесен с ноября 2024 года) – «Моцарт в Леванте»
Шоу The Magic of Sanremo с новой программой в Израиле 15:26 16/01
Шоу The Magic of Sanremo с новой программой в Израиле
Все новости раздела
Новости без политики

Ледниковый период Николая Лебедева

Раздел: Афиша


Неделя российского кино в Израиле, проходящая в рамках VIII Международного фестиваля «Гешер», откроется показом великолепной картины Николая Лебедева «Легенда №17». О создании фильма и о многом другом с режиссером говорит журналист Игорь Литвак:

…Как на духу: интервью это я вырвал с мясом. И с кровью. Пришлось пустить в ход два вида неконвенциального оружия. Несколько идиоматических выражений и взывания к мужской дружбе, коей на днях исполнилось – мама доргая!!! – тридцать лет.

Николая Лебедева я застал в Испании. Там он работает над сценарием к фильму… нет, давайте-ка поинтрижим, над сценарием к фильму, который, есть у меня подозрения, взорвет российский кинематограф не хуже чем это сделала "Легенда N 17". Добавлю тумана: впервые о том, что Николай Лебедев мечтает снять этот фильм, я услышал в октябре 1983 года…

- Нашей с тобой тридцатилетнее знакомство с крапинками мужской дружбы позволило мне в свое время потребовать права первого интервью с режиссером картины "Легенда N17". Потребовал и получил обещание. Теперь пришло время платить по счетам, хотя это интервью, ну, никак не первое. В качестве компенсации требую правды, правды и ничего кроме правды. Начнем в лоб: почему хоккей? почему Харламов? Почему Брежнев с сигаретой и несчастный Кен Драйден, которому напихали в сентябре 1972 полную авоську шайб?

- Потому что мне в руки попал замечательный сценарий, в который я влюбился. Я совру, если скажу, что меня взволновала сама хоккейная история, или просто имя персонажа, или Брежнев с сигаретой. Меня взволновало то, как история была рассказана молодыми сценаристами Михаилом Местецким и Николаем Куликовым. Потому что до этого момента на протяжении нескольких лет мне предлагали сценарии о Харламове, но - при том, что это были хорошо написанные сценарии, профессиональные, ладные - в них не было той внутренней пружины, которая заставляет тебя взяться за фильм и посвятить ему несколько лет собственной жизни. Это были жизнеописания. А у Местецкого и Куликова я прочел драму. В ней был герой, который хотел чего-то добиться, который шел через неудачи, препоны, препятствия, страдал, мучился, но в конце концов познавал собственное призвание. Мне это было близко и понятно на личном уровне, это и моя история. И твоя. И это история каждого человека, который хочет найти себя в этом мире. А еще - и это тоже личное - меня потряс образ Тарасова, тот, который был выписан в сценарии. Я узнал в нем черты собственного отца, модель моих с ним отношений. Поэтому я просто не мог не взяться за этот сюжет.

- Идея "Легенды", она откуда? Это была тщательная задумка, это был промельк?

- Продюсер Леонид Верещагин, директор студии Никиты Михалкова ТриТэ, долгие годы мечтал снять фильм о хоккее. А параллельно он хотел сделать фильм со мной в качестве режиссера, за что я ему очень признателен. До "Легенды..." в течение десяти лет он предлагал мне различные сценарии и идеи для работы, но по тем или иным причинам я не мог за них взяться. Это было, что называется, "не мое". Верещагин, надо отдать ему должное, не обижался отказам и искал новые темы. А я предлагал свои. Сценарий Местецкого и Куликова был третьим сценарием о Харламове, который мне предложил Леонид Эмильевич. Честно признаюсь, я стал читать его только из огромного уважения к Верещагину. Но уже на двадцатой странице понял, что я хочу снять этот фильм. И приложу все силы, чтобы получить постановку.

- Николай, насколько я помню, ты со спортом не дружил, не считая того, что ты дружишь со мной, который со спортом всегда дружил и дружит? Отчего же тема спорта?

- Спорт в фильме - лишь материал. А история - человеческая. Я бы даже сказал, общечеловеческая. Она про становление личности и реализацию себя - неважно, в какой области. Поэтому, как я вижу по отношению к фильму зрителей, она волнует очень многих. "Легенда №17" побила многие кассовые рекорды в России. Но для меня это не разговор про деньги. Для меня это разговор про то, что фильм стал близок очень многим людям.

Кстати, насчет спорта в моей жизни. Как ты помнишь, в детские и юношеские годы я интересовался кино, кино и только кино. Теперь я работаю в кино, но раз в каждые два дня после съемок еду в спортзал, и мой тренер там надо мной измывается. Потому что я понял: для того, чтобы работать в кино, надо иметь железное здоровье. Спорт мне в этом деле помогает.

- Советских художественных фильмов на тему спорта было не так много. Не говоря о том, что в постсоветье фильмы на эту темы в рейтинге очередности и предпочтений стоят впереди фильмов про проблемы мастита коров и позади фильмов про бандитизм в отдельно взятом курятнике. "Легенда"" – это счастливое исключение из правил? Или "Легенда" – это не спорт?

- Есть у меня знакомый, который живет в Израиле и просто замучил меня письмами про то, что "Легенда..." - это политическое кино. Продажное. Потому что нельзя говорить о хорошем в связи с нашей страной. То есть - вообще. Вот нет и не было у нас хороших людей и достойных событий. Только бандиты, грязь и мерзость. "Легенда №17" его бесит. А по мне, это фильм в том числе и про то, что нам тоже есть чем гордиться. Не заноситься, не орать, что мы лучше всех, а остальные нам в подметки не годятся, как это бывало когда-то в заидеологизированном Союзе. А просто чтить достижения своих соотечественников и стараться подниматься над собой.

Меня, честно признаюсь, поразила одна история из моей собственной жизни, связанная с фильмом. У одной моей знакомой произошло горе - трагически погиб муж. Год она находилась в глубочайшей депрессии, ее ничего не интересовало. Я пытался поддержать ее письмами (мы живем на большом расстоянии друг от друга), поначалу она не отвечала вовсе, потом я получил несколько строк. Знакомая писала, что больше ничего не радует, даже общение с детьми и внуками не помогает, ей не хочется жить. Прошло буквально две или три недели, и я получил от нее новое письмо. Казалось, оно написано другим человеком. Знакомая написала, что у нее будто раскрылись глаза и появилось новое дыхание. Ей захотелось выйти на улицу и улыбнуться людям. Она написала, что поняла: жизнь не окончена, и можно и нужно двигаться вперед, заново учиться радоваться и учиться быть счастливой. Впервые за год! Она написала, что у нее стала меняться жизнь, потому что изменился внутренний взгляд. Она посмотрела "Легенду...". И картина произвела на нее вот такое вот действие, вызвала такую эмоцию. Я не говорю сейчас про художественные достоинства и прочее, я не нахваливаю "Легенду..." . Я просто говорю про энергию, которую рождает фильм в некоторых людях, вовсе не интересующихся спортом и политикой.

- Знаю, что на премьере фильма самый великий голкипер мирового хоккея, Владислав Третьяк, плакал. Знаю также, что ему не нравилась изначальная идея фильма. Плач великого Третьяка – не это ли лучшая награда для режиссера Лебедева?

- Владислав Третьяк прочитал сценарий и, скажем так, остался не в восторге. Он пожелал, чтобы его фамилия не упоминалась в картине, и мы выполнили это пожелание. По той же причине, кстати сказать, не упоминаются фамилии и некоторых других хоккеистов, а вовсе не потому, что нам этого не хотелось.

Тем дороже для меня, что после премьеры они изменили отношение к проекту. И тем дороже для меня слова Владислава Александровича о фильме. Мы очень хорошо общаемся теперь. И с ним, и с Татьяной Тарасовой, дочерью великого тренера, и с Александром Якушевым, и с другими замечательными людьми, которые были участниками или свидетелями событий, рассказанных в фильме.

- С кем из партнеров Гагарина шайбы на Руси вы контактировали во время съемок "Легенды"?

- Борис Петрович Михайлов, который играл с Харламовым в одной тройке и дружил с ним, откликнулся на просьбу сестры Валерия Борисовича Татьяны и приехал к нам в студию. Мы славно поговорили, он познакомился с группой и актерами. Он отказался стать официальным консультантом фильма, но дал свой телефон и сказал: "Звони по любому вопросу, чем смогу, помогу". Я так и делал, как только возникала нужда в квалифицированной помощи. Михайлов всегда откликался, подсказывал, советовал. Очень ему благодарен. Очень!

- С детьми Валерия Харламова общались? Как они реагировали на начальный сценарий, и как реагировали на отснятый и готовый к показу фильм?

- Ну разумеется. Саша, сын, не только стал одним из продюсеров фильма, но также и сыграл небольшую роль. Появилась в фильме и Татьяна Борисовна, сестра хоккеиста. Мы с ней очень подружились, она потрясающая женщина, красивая, яркая, энергичная. Просто обожаю ее!
С самого начала мне важно было договориться с родственниками Харламова о том, что наш фильм - не хроника, а художественное произведение. Поэтому, к примеру, Татьяна Борисовна в конце концов приняла экранный образ собственной матери в исполнении замечательной испанской актрисы Алехандры Грепи, которая внешне не слишком похожа на реальную Бегонию. Та с возрастом располнела и говорила на русском языке с сильным акцентом (акцент пришлось убрать, ибо зрителям было трудно сосредоточиться на том, ЧТО говорит Бегония, а не КАК она говорит; поэтому в фильме у героини голос Ольги Остроумовой). Может, она внешне и не так похожа, рассудила Татьяна Борисовна, зато характер в точности мамин!

- Самая любимая сцена в фильме "Легенда" для режиссера Николая Лебедева?

- Определенно, это сцена в аэропорту - когда Тарасов приходит проводить команду в Канаду и происходит объяснение с Харламовым. Если хотите, это мое объяснение с отцом.

Впрочем, это не означает, что я не люблю другие сцены. Скажем, в числе моих любимых - вызвавший много разговоров и кривотолков эпизод, когда Харламов и Гуськов зависают на проволоке на головокружительной высоте между двух труб. Для меня он в некотором смысле автобиографический, мне очень понятна яростность ситуации выбора. Во как.

- Самая любимая сцена в фильме "Легенда" для гражданина СССР Николая Лебедева?

- Я смотрю кино как зритель, а не как гражданин.

- Николай, а кто для тебя главный герой "Легенды" - Тарасов или Харламов?

- Оба. Сильные, яростные личности, которых люблю и которыми горжусь. Я хотел бы быть на них похожим.

- После выхода фильма "Легенду"" не попинал ногой разве что одноногий Флинт, ибо неудобно одной ногой-то пинать. Пинали за то, что события в фильме не соответствовали реальным. И что Харламов разбился после серии 1972 года. И что Брежнев не мог сидеть на матче "Спартак" - сборная СССР, а сидел он на матче "Спартак" – "ЦСКА". И что никто Тарасова не ссылал из сборной и ЦСКА после того, что в игре против "Спартака" Анатолий Владимирович действительно приказал хоккеистам покинуть лед, после того судья отменил взятие ворот спартаковского голкипера. В принципе, есть за что пинать, если подразумевать историю вопроса. Но фильм же – про жизнь, а не про чемпионат СССР 1969 года по хоккею, нет?

- Чушь какая. Для одного реальное событие - то, за какую команду болел Брежнев, а для другого - трагичность выбора и сила поступка.
Все очень просто. Есть сухие факты - для того, чтобы узнать их, ты идешь в библиотеку и читаешь энциклопедию. А вот для того, чтобы пережить сильную эмоцию, для того, чтобы влезть в шкуру персонажа и вместе с ним пройти тернистый путь, ты приходишь в кинозал. Там ты плачешь и смеешься и переживаешь катарсис. Глупо и нелепо рассчитывать, что ты заплачешь или захохочешь при чтении энциклопедии. Но так же глупо и нелепо ждать от фильма катарсиса вкупе с рабским перечислением фактов. Это невозможно в принципе. Мы не передергивали факты. И не искажали их. Мы составили их в той последовательности, в которой структура начинает работать как драматическое произведение - по Аристотелю. Фильм не может быть набором событий, он должен подчиняться драматургическим законам. Иначе вы просто не будете его смотреть.

Да, в реальности первая автомобильная авария случилась в жизни Валерия Харламова через четыре года после описываемых событий. Но ведь после нее он действительно оправился от тяжелейшей травмы и вышел на лед, и стал играть на международной арене, как и показано в фильме. Вот если бы он лежал пластом или ушел в управдомы, или стал бы выращивать цветы на даче, а мы бы придумали ему новое хоккейное будущее, вот тогда бы я еще понял претензию. А так - это просто досужие разговоры.

Читайте последние новости раздела "Афиша":
Рахманинов. Равель. Кожокару  →
От 18 до 80 и старше →
Открытие серии выставок в Музее израильского искусства в Рамат-Гане  →
«Коль Адам» - мировая премьера Кибуцного ансамбля балета →
Оркестр «Симфонет Раанана». Концерт № 2 (перенесен с ноября 2024 года) – «Моцарт в Леванте» →
Шоу The Magic of Sanremo с новой программой в Израиле →
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:

Портал ISRAland - новости Израиля

Отправить на e-mail   Распечатать

Другие новости
Новости партнеров
Американские новости
Последние новости ISRA.com


Есть список заложников, которых освободят завтра
Есть список заложников, которых освободят завтра
Трамп убежден, что Иордания и Египет примут беженцев из Газы
Трамп убежден, что Иордания и Египет примут беженцев из Газы
США забрали перехватчики в Израиле и отправили в Украину
США забрали перехватчики в Израиле и отправили в Украину
Депутат Кнессета Татьяна Мазарская («Еш Атид») ведет борьбу за права жителей периферии
Депутат Кнессета Татьяна Мазарская (Еш Атид) ведет борьбу за права жителей периферии
Гутерриш требует эвакуации детей из Газы
Гутерриш требует эвакуации детей из Газы
Террористы готовятся освободить троих израильтян
Террористы готовятся освободить троих израильтян
Объявления на ISRA.com


Добавить объявление


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Загрузка файлов | Форум | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Если вы заметили орфографическую ошибку, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции.
При перепечатке гиперссылка на Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2025 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

Система Orphus