7 ноября глава правительства Биньямин Нетаниягу встретился в своей канцелярии в Иерусалиме с верховным комиссаром ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини. Об этом нам сообщила пресс-служба премьера.
Открывая встречу, премьер-министр Нетаниягу сказал: "Мы обсудим вопросы, касающиеся межгосударственных отношений и безопасности. Мы находимся в преддверии значимых событий, наиболее важным из которых является предоставление Ирану возможности стать «пороговым» государством, что является серьезной ошибкой и прямой угрозой не только для Израиля, но и для всего мира. Если у Ирана останется возможность обогащения урана для производства атомной бомбы, это приведет к дестабилизации не только в нашем регионе, но и на всём Ближнем Востоке, а потом и за его пределами. Это необходимо остановить.
Следует поставить чувствительную к санкциям экономику Ирана в строгие рамки. Лучше отказаться от лёгкого соглашения с Ираном, чем заключить соглашение, которое позволит ему обогащать уран для ядерного оружия.
Мы столкнулись ещё с одним вызовом - с джихадистским течением, пришедшим с другой стороны радикального ислама, с шиитским экстремизмом под руководством Ирана, действующим через посредников, - таких как "Хизбалла", как "Хути" в Йемене и других странах.
Иран поддерживает и боевиков-суннитов, например, ХАМАС, атаковавший Израиль. Очень важно остановить ИГИЛ и предотвратить его распространение. Я считаю, что это возможно, и поддерживаю усилия международного сообщества. Но думаю, что борьба с ИГИЛом не должна происходить за счет уменьшения усилий по предотвращению получения Ираном ядерного оружия.
Необходимо действовать в двух направлениях и не связывать решение одной проблемы с решением другой. Важно, чтобы ни одна из сторон шиитско-суннитского конфликта не получила преимущества, и, конечно, важно, чтобы ни одна из сторон не получила ядерного оружия.
Мы принимаем вас здесь, госпожа Могерини, в то время, когда воинствующее исламистское подстрекательство пытается спровоцировать насилие в Израиле, в частности в Иерусалиме, намереваясь изменить статус-кво на Храмовой горе. Храмовая гора - это место еврейского Храма и мечети Аль-Акса, расположенное вблизи от христианских святынь. Мы обязаны обеспечить доступ верующих всех религиозных конфессий и хранить статус-кво, что мы и выполняем неукоснительно.
Мы противостоим постоянной кампании ненависти и клеветы, утверждающей, что Израиль пытается предпринять какие-то действия против мечети и изменить существующее положение. Это абсолютно не наша политика. Мы соблюдаем существующие на протяжении многих лет договоренности относительно статус-кво, и не позволим их изменить. В то же время, мы с тревогой наблюдаем за тем, как исламисты – "Братья-мусульмане", ХАМАС и председатель ПА Абу-Мазен ведут совместную подстрекательскую кампанию и призывают принять все меры, включая насилие, чтобы не позволить евреям осуществить их право подниматься на Храмовую гору. В течение многих десятилетий после Шестидневной войны евреи поднимались на Храмовую гору, но теперь они молятся у Стены плача. Мы поддерживаем право мусульман посещать Храмовую гору. На протяжении многих десятилетий они молились в мечети Аль-Акса и будут там молиться. Но мы не приемлем подстрекательство к насилию и сделаем все возможное, чтобы восстановить мир и порядок.
Вчера я говорил с королем Иордании Абдаллой II. Мы пришли к соглашению о совместных действиях по восстановлению мира и отказу от насилия и подстрекательства. Я думаю, что это важно.
Иерусалим – это место, требующее деликатного подхода, и мы относимся к нему с особой серьезностью. Но это наша столица, а не поселение. Здесь живут евреи. Наше присутствие здесь укрепляли все израильские правительства на протяжении почти пятидесяти лет. Всем хорошо известно, что районы Иерусалима останутся частью Израиля в любом мирном соглашении.
Я отвергаю ложное утверждение о том, что причина продолжающегося конфликта - это поселения. Вопрос не в территории, а в самом нашем существовании и в отказе признания Израиля в любых границах. Корень конфликта был и остается в отказе признать право еврейского народа на собственное государство. Палестинцы хотят от нас признания их права на собственное государство, но не согласны признать право еврейского народа, находящегося здесь со времен Авраама почти 4000 лет, иметь его государство. Это абсурд.
Признание палестинского государства рядом европейских стран, при отсутствии требования такого же признания национального государства еврейского народа является безответственным. Признание палестинского государства, не признающего еврейское государство, не согласного соблюдать соглашения, необходимые для обеспечения безопасности, от которых зависит само существование государства, является безответственным. Я надеюсь, что будет выработано более взвешенное и ответственное соглашение.
Израиль часто обвиняют в разжигании ненависти, но мы гордимся нашей страной, стремлением к миру с нашими соседями. Каждый из соседей заинтересован в реальном мире. Составляющие нашей политики на Ближнем Востоке - наша готовность вести переговоры о таком мире, политика сохранения статус-кво на Храмовой горе в Иерусалиме и решимость противостояния любым проявлениям насилия и подстрекательства непоколебимы.
Сегодня для восстановления мира и безопасности необходимо партнерство всех умеренных сторон на Ближнем Востоке. Я думаю, это то, что каждый ожидает от нас, и Израиль готов принять в этом участие. Надеюсь обсудить с вами пути расширения поддержки как Евросоюзом, так и другими странами такого сотрудничества.