Портал ISRAland - израильские новости


31 Января 2025 [2 Швата, 5785 г.] В Иерусалиме
Разделы новостей
Новости раздела
Рахманинов. Равель. Кожокару 12:56 28/01
Рахманинов. Равель. Кожокару
От 18 до 80 и старше 12:52 28/01
От 18 до 80 и старше
Открытие серии выставок в Музее израильского искусства в Рамат-Гане 20:29 26/01
Открытие серии выставок в Музее израильского искусства в Рамат-Гане
Коль Адам - мировая премьера Кибуцного ансамбля балета 13:14 26/01
«Коль Адам» - мировая премьера Кибуцного ансамбля балета
Оркестр Симфонет Раанана. Концерт № 2 (перенесен с ноября 2024 года) – Моцарт в Леванте 13:09 26/01
Оркестр «Симфонет Раанана». Концерт № 2 (перенесен с ноября 2024 года) – «Моцарт в Леванте»
Шоу The Magic of Sanremo с новой программой в Израиле 15:26 16/01
Шоу The Magic of Sanremo с новой программой в Израиле
Все новости раздела
Новости без политики

Отзвуки еврейских миров

Раздел: Афиша


«От Агнона до Ханоха Левина» - мировая премьера двух израильских опер пройдет в первой декаде июля 2015 года в Тель-Авиве.

На днях в Израильской Опере прошла пресс-конференция, посвященная двойному оперному спектаклю «Хищники» - такое название дано проекту «От Агнона до Ханоха Левина», объединившему две одноактные оперы: «Госпожа и коробейник» Хаима Пермонта по одноименной новелле Агнона и «Шиц» Йони Рехтера по пьесе Ханоха Левина. Оперы на либретто по литературным произведениям Агнона и Левина – сколь бесконечно далеких друг от друга и столь же близких по проникновению в суть человеческих характеров. На пресс-конференции впервые на публике были исполнены отрывки из этих сочинений, заказанных Израильской Оперой в честь ее 30-летия.

У израильской оперы на иврите уже есть своя история – пусть короткая, но все-таки есть. Начнем с конца: с двух новых одноактных опер, объединенных в проекте от «Агнона до Левина» в один спектакль, неожиданной названный режиссером Идо Риклиным «Хищники». Впрочем, Идо Риклин свою позицию обосновал, отталкиваясь от литературных аллюзий, истории вечного жида, преследуемых и преследовавших и немного от политической ситуации, мало изменившейся за последние 6000 лет, о чем и писали и Агнон, и Ханох Левин в своих произведениях, посвященных одному - человеческой натуре. Люди – всегда люди - плохие и хорошие. А хлесткое название соответствует духу времени, так что не ждите легких переживаний. И Агнон, и Ханох Левин вывели в своих произведениях темные, дикарские стороны человеческой натуры, обстоятельства и борьбу с обстоятельствами. Но речь идет не о семантическом анализе, а о музыке. А вот музыка, в том числе и оперная - сильно изменилась, и как заметила на пресс-конференции генеральный директор Оперы Хана Муниц, ставить спектакль, основанный на современной нам литературе на иврите и музыке, написанной не в 18-м веке, а в 21-м, - особое переживание: «Для нас это захватывающее явление - стать частью возникновения нового произведения, новой оперы на иврите, объединившей литературу двух великих израильских авторов». Музыка Хаима Пермонта и Йони Рехтера, их музыкальная экспрессия, удивительным образом соответствует стилистике Агнона и Левина, буквально следует музыке и ритму литературных произведений.

Пьеса Ханоха Левина в оперном варианте уже ставились – в январе 2010-го года в Опере был показан спектакль «Мальчик спит» Гиля Шохата, а вот Агнон в оперной версии будет представлен впервые. Широко известная, наполненная символами и аллегориями новелла Агнона уже превращалось в сценическое произведение, но в балетном варианте: в 2010-м году балет «Госпожа и коробейник» поставил театр балета «Инбаль».

Премьера двух новых израильских опер посвящена памяти композитора и дирижера Гари Бертини, скончавшегося 10 лет назад, посвятившего все силы и время израильской музыке и Израильской Опере, художественным руководителем которой Бертини был в период с 1990-го по 1996-й год. Именно в период его руководства Оперой были поставлены «Альфа и Омега» Гиля Шохата и «Путешествие на край тысячелетия» Йосефа Барданашвили.

В Тель-Авиве за 30 лет существования Израильской Оперы можно было услышать на иврите не только «Альфа и Омега» Гиля Шохата и его же «Мальчик спит» и «Путешествие на край тысячелетия» Йосефа Барданашвили по романа А.-Б. Йегошуа (эта опера на иврите была исполнена в Риме в 60-ю годовщину Независимости Израиля); но также и «Йосеф» Йосефа Таля; «Мой сын мне дорог» Хаима Пермонта; «Полифонический квест» («The Quest to Polyphonia») Ричарда Фарбера в 1993 году, «Алиса в стране чудес» Дуди Зеба. Где еще в мире можно услышать оперы на иврите? Пожалуй, нигде. И как говорили на пресс-конференции и солисты, и композиторы, опера на иврите – непростая задача. Сложные тексты и новая музыка определяют современную израильскую оперную классику. А работа режиссера непосредственно с композитором, как подчеркнули Идо Риклин, Хаим Пермонт и Йони Рехтер (а не с партитурами 200-летней давности) меняет подход и к режиссуре и сценографии, которую блистательно осуществил театральный художник Саша Лисянский, объединивший обе оперы в одной декорации, трансформирующейся от заснеженного дикого (снова «дикого») леса в восточной Европе до разрушающегося домашнего очага распадающейся семьи в Израиле после войны Судного дня.

Декорации и режиссура объединяют эти оперы с не каноническими персонажами, а релевантными образами наших дней, как и объединяет их иврит, а также небольшая продолжительность – около часа каждая и то, что предназначены они по замыслу заказчика – Израильской Оперы – в первую очередь молодежной аудитории, к слова сказать, Агнона изучающую в старших классах школы. Ну, а всенародную любовь к Ханоху Левину подтверждать не нужно. Для Йони Рехтера опера «Шиц» стала первой им написанной оперой. Получив заказ с двумя условиями – опера на иврите и продолжительностью в час, он стал искать подходящий текст с «оперным потенциалом», каковой и оказалась гротескная, горькая и, как всегда правдивая, щемящая и пронзительная, пьеса Ханоха Левина. Создать новую музыкальную форму, перенести такой текст в музыку без купюр невозможно: либретто оперы «Шиц» написал Мули Мельцер, много лет работавший с Левиным и редактировавший его последние книги.

Одна из опер Хаима Пермонта - «Мой сын мне дорог» - уже ставилась в Тель-Авиве (у него немало оперных произведений, но слушателям наиболее известна его детская «Гамельнский крысолов»). В «Госпоже и коробейник», написанной для оркестра неполного состава, оркестр, по словам Пермонта, играет роль греческого хора, перекликаясь с солистами, ведя диалог с певцами. Серьезность и глубина текста Агнона определили музыкальную форму, а либретто для оперы Пермонта написала поэтесса Цруйя Лахав.

«Госпожа и коробейник» Агнона – небольшая новелла (на русский язык ее перевела Елена Римон), в которой, как и всегда у Агнона, отношения между женщиной и мужчиной полны магии, если не колдовства. Эта новелла была опубликована в 1943 году в сборнике «Бе-саар» Союза писателей, пишущих на иврите (сборник предназначался для добровольцев ишува, вступивших в британскую армию во время Второй мировой войны). Позже новелла вышла в сборнике рассказов Агнона издательства «Шокен» в 1950-м году. Внешняя канва рассказа с его уникальной литературной структурой такова: в непонятные времена, когда-то там, еврей-коробейник Йосеф ходит по городкам Восточной Галиции и посреди леса находит одинокий дом, где живет Елена, вдова, у которой он просит ночлега в ливень, а взамен предлагает помощь по хозяйству. Агнон искусно сплетает густую сеть причин, по которым постепенно Йосеф из непрошеного гостя превращается в господина, которому прислуживает эта странная госпожа, оказывающаяся в конце концов каннибалкой (снова «дикие»). Йосеф отходит от еврейского образа жизни, от заповедей, но успевает опомниться и бежать, пуститься в странствия.

Новелла Агнона - аллегория, литературный упрек евреям за то, что задержались в галуте (во время написания новеллы евреи подмандатной Палестины узнавали подробности о Катастрофе). Считается, что Агнон провел параллель между событиями еврейской истории 20-го века и египетским рабством. Не зря главного героев зовут Йосеф, а приютившую его госпожу – греческим именем Елена. С той же целью – провести аналогию - Агнон цитирует в «Госпоже и коробейнике» 39-ю главу «Берешит», где описывается жизнь Йосефа в доме Потифара и домогательства Потифаровой жены. Если прочитать новеллу Агнона до того, как начать изучать комментарии, аналогия между образами «Госпожи и коробейника» и евреями и гоями в галуте, становится очевидной. Но то пишут литературоведы, а нам же предстоит услышать музыку, а в ней – тайну и мистику книг Агнона, их точность и силу.

«Шиц» Ханоха Левина – язвительная сатира, пьеса, написанная в 1974-м году и впервые поставленная в Хайфском театре в 1975-м году, через два года после войны Судного дня. Пьеса о подпольных миллионерах, мечтающих о достойном женихе-принце для их дочери-обжоры. Мечта о легкой добыче – об этом писал Левин, и о том разочаровании, которое постигает общество, когда добыча ускользает. Герои Левина хотят одного, но судьба ведет их зачастую в противоположную от желаний сторону. Интересно то, что изначально сам Ханох Левин назвал свою пьесу музыкальной драмой, объединив в ней темы конфликта поколений, отношения государства к «маленькому человечку», темы смерти и памяти, семьи и мачоизма.

Режиссер Идо Риклин сказал: «Эти два произведения, короткую прозу и полнометражную драму, трагедию и комедию, разделяют годы и расстояния, сотни лет галута и сотни километров между Европой и Израилем. Но вместе у нас получился спектакль о мире хищников, о жертвах и охотниках, о преследуемых и преследующих, о народе, который был рассеян и оказался собран на маленьком клочке суши в попытке осознать себя заново, найти себя вновь и перейти от образа вечного жида-коробейника к образу нового человека, который все еще не сформировался».

«Хищники»

«Госпожа и коробейник» композитора Хаима Пермонта по новелле Шмуэля Йосефа Агнона (либретто - Цруйя Лахав, сценография – Саша Лисянский, режиссер – Идо Риклин, дирижер – Эйтан Шмайсер, костюмы – Орен Дар, свет – Ави Йона Буэно-Бамби; солисты Идит Замир (Госпожа) и Гай Манхайм (Коробейник).

«Шиц» композитора Йони Рехтера по одноименной пьесе Ханоха Левина (либретто - Шмуэль (Мули) Мельцер, режиссер – Идо Риклин, дирижер – Эйтан Шмайсер, сценография - Саша Лисянский, костюмы – Орен Дар, свет – Ави Йона Буэно-Бамби; солисты: Ноах Бригер (Фефехц), Ира Бертман (Цеша Шиц), Яэль Левита (Шпрахци), Одед Райх (Чархес).

Сайт Израильской Оперы

http://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=816&ArticleID=3162

Ира Бертман рассказывает о работе над оперой «Шиц» - https://www.youtube.com/watch?v=fZHJETtwp6Y

«Хищники» («От Агнона одо Ханоха Левина»). Израильская Опера, Тель-Авив (зал «Бейт а-Опера», сд. Шауль ха-Мелех, 19)
3 июля 2015 года, пятница, 13:00 (мировая премьера)
4 июля 2015 года, суббота, 21:00
6 июля 2015 года, понедельник, 20:00
7 июля 2015 года, вторник, 18:30 и 20:00
9 июля 2015 года, четверг, 18:30 и 20:00
10 июля 2015 года, пятница, 13:00

Лекция перед премьерой - суббота, 27 июня 2015 года в 11:00

За час до начала спектаклей в зале Оперы будет прочитана получасовая ознакомительная лекция. Вход на лекцию бесплатный для тех, кто купил билеты на спектакль в этот же день.

Фотография предоставлена пресс-отделом Израильской Оперы


Маша Хинич

Читайте последние новости раздела "Афиша":
Рахманинов. Равель. Кожокару  →
От 18 до 80 и старше →
Открытие серии выставок в Музее израильского искусства в Рамат-Гане  →
«Коль Адам» - мировая премьера Кибуцного ансамбля балета →
Оркестр «Симфонет Раанана». Концерт № 2 (перенесен с ноября 2024 года) – «Моцарт в Леванте» →
Шоу The Magic of Sanremo с новой программой в Израиле →
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:

Портал ISRAland - новости Израиля

Отправить на e-mail   Распечатать

Другие новости
Новости партнеров
Американские новости
Последние новости ISRA.com


Депутат Кнессета Татьяна Мазарская («Еш Атид») ведет борьбу за права жителей периферии
Депутат Кнессета Татьяна Мазарская (Еш Атид) ведет борьбу за права жителей периферии
Допустят ли Израиль на Парижский авиасалон?
Допустят ли Израиль на Парижский авиасалон?
Арестованы те, кто слишком громко радовался освобождению террориста
Арестованы те, кто слишком громко радовался освобождению террориста
За сожжение Корана поплатился жизнью
За сожжение Корана поплатился жизнью
Как вернуться?
Как вернуться?
В Газе погиб израильский подрядчик
В Газе погиб израильский подрядчик
Объявления на ISRA.com


Добавить объявление


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Загрузка файлов | Форум | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Если вы заметили орфографическую ошибку, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции.
При перепечатке гиперссылка на Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2025 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

Система Orphus