Председатель Гистадрута (Всеизраильского объединения профсоюзов) Ави Нисенкорн и глава Ассоциации промышленников Шрага Брош 16 июня провели пресс-конференцию на тему о ситуации в портовой отрасли.
На прошлой неделе начались переговоры об условиях занятости в ныне действующих портах Хайфы и Ашдода в связи с началом строительства двух частных портов в этих городах. Профсоюз порта Ашдода требует гарантировать, что акватория будет углублена так, чтобы причалы могли принимать суда с очень большой осадкой. Глубоководные причалы намечено построить в новом порту, и теперь старый требует того же «для нормальной конкуренции».
Как отметил Нисенкорн, «ответа от государства мы не получили, а это значит, вскоре начнем борьбу».
Мнение редактора Давид Натензон
Мнение редактора Давид Натензон
Что кроется за требованием «создать условия для нормальной конкуренции в будущем»? Не очень сложно догадаться. Новые порты вступят в строй лет через 5-6, но портовая мафия уже сейчас начала борьбу за сохранение ее непомерных прав, льгот и привилегий.
То есть фактически докеры сегодня прямо потребовали: наши зарплаты в десятки тысяч шекелей в месяц, наши колоссальные социальные условия и прочее должны сохраниться, что бы вы там ни делали с новыми портами. Не гарантируете нам это – парализуем страну забастовкой.
Являются ли нынешние порты Хайфа и Ашдода в полном смысле государственными? Нет, не совсем.
После осуществления реформы 2005 года порты Хайфы и Ашдода более не являются государственными. Дело обстоит в некотором смысле даже хуже, чем когда они принадлежали государственной компании Управление портов и железных дорог (УПЖД).
Когда в ходе реформы было принято решение разделить УПЖД на две госкомпании - Железные дороги Израиля и Компания портов Израиля (ХаНИ) и приватизировать порты Хайфы, Ашдода и Эйлата, то все земельные участки, недвижимое имущество и инфраструктуру портов оставили в государственной собственности у ХаНИ, а все оборудование и машины (движимое имущество) передали в собственность портов.
Портовые сборы складываются из двух компонентов: стоимость места на платформе (аграт рециф), которую взимает ХаНИ, т.е. государство, и стоимость разгрузочно-погрузочных работ, которую перечисляют импортеры и экспортеры на счета портов. Так вот, когда приватизировали три порта, чтобы успокоить рабочие комитеты им просто передали нейтрализующий пакет акций. Таким образом, профсоюзы являются совладельцами портов.
Это хуже всего. Это постоянная и прямая угроза любому правительству закрыть торговые ворота страны, если что-то не по нраву рабочим комитетам, то есть профсоюзам. Это инструмент постоянного вымогательства.
Вывод простой. Министр транспорта Исраэль Кац при каждом удобном случае бьет себя в грудь и докладывает о собственных заслугах: веду, мол, дело к тому, что в портовой отрасли возникнет настоящая конкуренция, цены снизятся и т.п.
Осмелюсь высказать предположение: Кац выдает желаемое за действительное. Два новых порта не помогут. Правительству Биньямина Нетаниягу надо как можно скорее принять пакет законов о запрете на забастовки в портах, аэропортах, в области обеспечения страны электроэнергией и в ряде других сфер. Иначе грядут потрясения, которые поставят Израиль на грань экономической катастрофы.