Совместный проект Первого радио и портала isra.com.
Часть 1
Г-Н Лапид, в последнее время мы стали свидетелями разъединения народа, когда правые просто ненавидят левых и наоборот.
- Я с Вами абсолютно согласен. Я занимаюсь этим вопросом ежедневно. И это собственно функция как партии центра. Мы всеми силами стараемся воспрепятствовать разделению народа на две или три части. У нас и так достаточно внешних врагов. Вокруг нас и так много людей желающих нас уничтожить и мы нашим разъединением не должны делать им подарки. Мы должны снизить уровень внутреннего противостояния. Ведь настоящий патриот измеряется не уровнем ненависти к кому-либо в Израиле, а уровнем любви к своей стране.
Мне кажется, что любить свою страну, это прежде всего очистить ее от коррупции.
- Проблема заключается в том, что сегодня большая часть коррупции так или иначе связана с властью. Так финансовая комиссия Кнессета пытается перевести 2 миллиарда шекелей не в пользу общества, а для решения тех или иных партийных задач. В декабре 2015 года, взяли 51 миллион шекелей предназначенных для социальных нужд и здравоохранения и перевели их для строительства в Иудее и Самарии, из-за требования "Еврейского дома". Это означает, что политика стоит намного выше государственных интересов. Я хочу подчеркнуть, что жители Иудеи и Самарии тоже имеют право на различные государственные услуги, но это яркий пример того, как финансы государства буквально разбазариваются политической системой. "Еш Атид" единственная за последние 30 лет партия, которая отказалась взять бюджетные деньги в качестве коалиционных средств, так как мы считаем, что это и есть политическая коррупция.
Это взятка политическая, а как насчет того, что в муниципалитетах, крупных компаниях невозможно выиграть ни одним конкурс без того, что бы не занести "благодарность". Достаточно ли на Ваш взгляд сегодня делает подразделение "Лаав 433"
- Конечно нет. Абсолютно понятно, что нет. Я вступив в должность министра финансов, прежде всего нашел деньги на усиление правоохранительной системы. Правоохранительную систему нужно не просто увеличивать, ее необходимо удвоить. Прежде всего необходимо усилить следственные органы полиции, что бы они имели настоящую возможность проверять не честно проведенные конкурсы. Но также надо усиливать наши суды и всю судебную систему. Поскольку ситуация, при которой человек, подавший иск в суд, может ждать решения в течении 12 лет, не может считаться хоть в минимальной степени нормальной. В конце концов это еще и большая экономия. Поскольку когда страна усиливает свою правоохранительную систему, то она очищая общество от коррупции, приносит государству деньги. В Израиле необходимо восстановить закон и порядок.
А вам не кажется, что существующая система дает политикам возможность расставлять своих людей на серьезные должности и благодаря этому влиять на процессы принятия решений. Именно по этому об этом никто и не говорит. Всех все устраивает
- Сто процентов. Как вы знаете, министр финансов в том числе отвечает и за все государственные компании. И когда я занимал пост министра финансов, то отменил возможности министров назначать директоров в государственных компаниях. Именно для того, что бы избежать тех явления, о которых Вы только что сказали. Естественно, через минуту после нашего выхода из правительства, все было отменено и вернулось на круги своя. Практика коррупционных политических назначений продолжается.
Как вы относитесь к утвержденному в конце 2015 года газовому соглашению?
- Газовая сделка выявила нашу полную неспособность вести диалог спокойно и по существу проблемы. Мы как всегда очень быстро отошли от существа вопроса. Противники этого соглашения обвиняли его сторонников в том, что их просто купили олигархи, в свою очередь противников соглашения вовсю обзывали левыми и анархистами, копающими под интересы государства. Речь же идет об очень сложном профессиональном вопросе. Я думаю, что соглашение по газу, не очень выгодно для страны. Именно поэтому мы вели диалог с правительством. Я четко заявил, что если будет добавлен механизм контроля над ценами то "Еш Атид" поддержит это соглашение, поскольку наша задача уменьшить стоимость энергоносителей для граждан Израиля. Поскольку этого сделано не было, мы голосовали против, но я не думаю, что со страной от этого что-то случится.
Не могу не поговорить с Вами о внешней политике. Как вы считаете кто виноват в охлаждении американо-израильских отношений?
- В этом вопросе есть то, что я думаю, а есть то чего опасаюсь. Я думаю, что мы находимся в глубочайшем кризисе между израильским правительством и Белым Домом. И если вы спросите себя почему Израиль не был задействован в подготовке иранской сделки, то это именно из-за этого кризиса недоверия между нашим правительством и администрацией США. Можно сколько угодно и по делу не соглашаться с президентом Обамой и госсекретарем Керри, но умная внешняя политика обязана принимать в расчет, что именно они представляют сверх-державу. И если бы не добрые отношения с США у нас бы не было "Железного Купола", вертолетов "Апаччи", самолетов Ф-35, у нас бы не было такой технологической разведки и так далее. Нельзя забывать, что отношения с США напрямую влияют на нашу безопасность. Это то, что я думаю. Но то, чего я опасаюсь, что нынешняя администрация впервые в истории американо-израильских отношений, не наложат вето на анти-израильскую резолюцию в Совете Безопасности, а это может стать огромной проблемой. Не стоит забывать, что именно Совбез стоял за принятием экономических санкций против Ирана и если Совбез ООН признает в одностороннем порядке государство Палестина, они запустят против нас огромную международную систему, как юридическую, так и экономическую.
Продолжение следует