"Интервью в прямом эфире". Совместный проект Первого радио и портала isra.com.
1 часть
На фоне теракта в Тель-Авиве неоднократно звучали обвинения в адрес израильских арабов в не лояльности, в том числе и от премьер-министра. Вы поддерживаете подобные заявления, нужны ли они, или все-таки надо постараться успокоиться и найти точки соприкосновения?
- С моей точки зрения очень важно потребовать от израильских арабов лояльности, верности государству. Если этого не произойдет то мы можем прийти к ситуации ежедневного террора, который мы к сожалению уже переживаем. Сегодня происходит постоянное подстрекательство арабов, как со стороны духовенства, так и их лидеров. Это привело к тому, что они начали позиционировать себя не с Израилем, а с Палестинской автономией. Нас преследовали тысячи лет, и после того как мы вернулись в свою Землю Обетованную, единственное, что мы требуем - признания права еврейского народа на свою землю.
А когда Вы говорите потребовать, что Вы имеете ввиду?
- Мы как государство очень хотим предоставить нашим арабским гражданам полные права, с тем что бы они полностью могли интегрироваться в израильское общество. Но вместе с тем, необходимо в обязательном порядке потребовать лояльность нашему государству, иначе мы получим все больший и больший разрыв между евреями и арабами.
Дан Марголит, обозреватель очень лояльной Ликуду газеты "Исраэль а Йом", написал в статье опубликованной 10 января, что дополнительные требования к арабскому сектору по выделению бюджетов для развития их населенных пунктов, это глупость, которая наоборот оттолкнет их от Израиля. Если я правильно понял Вы с этим подходом категорически не согласны?
- Я думаю, что в конце-концов, как и говорил премьер-министр, для того, что бы позволить арабскому сектору получить всю необходимую помощь для развития инфраструктур, да и всего остального, нужны минимальные требования с нашей стороны, а это прежде всего верность государству. Я бы расширил это и добавил бы, какую-то службу в пользу государства. Кроме того, я бы потребовал поднимать израильский государственный флаг над всеми муниципальными учреждениями, причем не только в арабском но еврейском секторе. Короче говоря, мы должны добиться от арабского населения полного признания нашего суверенитета, и они должны принять тот факт, что Израиль это национальный дом еврейского народа.
А почему Вы того же самого не требуете от ортодоксов? Вам не кажется, что это довольно выборочный подход к теме лояльности?
- Я с таким подходом категорически не согласен. Я верующий еврей, и я убежден, что верующий еврей изучающий Тору, тоже несет государственную службу, как бы абсурдным это не казалось. Я не вижу никакой проблемы, в том, что бы в течении трех лет еврей изучал с утра до вечера Тору, и что бы это было признано службой в пользу государства (ширут леуми). Естественно служба в больнице, или в каком-то другом учреждении, не менее важна, и это тоже очень хорошо, но в моих глазах изучение Торы, это тоже служба в пользу еврейского народа.
Теперь позвольте опять перейти к арабскому сектору. Я хочу понять, перед тем как получить бюджеты они что должны делать: петь Атикву, устроить массовую клятву на верность Израилю? Что они должны сделать, для того, что бы дороги в их населенных пунктах были ровными, что бы вода лилась из крана?
- Я уже достаточно ясно это определил. Это какая-то служба в пользу государства, признание национального израильского флага, и признание того факта, что государство Израиль является национальным домом еврейского народа. Эти три пункта достаточны, для того, что бы предоставить арабам полные права граждан Израиля. И тот кто этого не признает, имеет полное право жить в любом другом месте. Арабские жители нашей страны, должны быть полноправными гражданами, но при соблюдении изложенных условий.
Иначе их населенные пункты должны оставаться без бюджетов, а значит без развития?
- Да, это мое мнение.
Хорошо, идем дальше. 10 января стало известно, что Беньямин Натеньягу будет бороться сам с собой за пост лидера Ликуда. Вы считаете, этот факт говорит о здоровье партии?
- С моей точки зрения, это говорит о том, что на сегодняшний день, Беньямин Натеньягу, является непререкаемым авторитетом и самым подходящим человеком для руководства страной. Внутри партии есть согласие по этому вопросу. Совершенно очевидно, что на ближайшие годы, он, останется руководителем страны. А то, что люди не выставили свои кандидатуры, это только сэкономит партийные средства. И если все общество увидит такое единство мнений, и если на выборах мы призовем всех голосовать за Натеньягу и Ликуд, то именно наша партия останется во главе государства. Ведь только Ликуд может ответить на все волнующие общество вопросы, как оборонного, так и социального характера.
Существует мнение, что Беньямин Натеньягу просто уничтожает тех, кто даже в потенциале может покуситься на его лидерство, и история с Гидеоном Сааром яркое тому потверждение?
- Я с Вами не согласен. Беньямин Натеньягу демократ. Любое его решение проводилось исключительно демократическим путем, через голосование, будь то на праймериз в Ликуде, или на всеобщих выборах в Кнессет. Натеньягу всегда добивается большинства, за счет общественного доверия к его политике. И я думаю, что Ваши слова насчет Гидеона Саара неуместны. Так как он совершенно свободно мог выдвинуть свою кандидатуру, но понял, что у него нет против Натеньягу никаких шансов.
Первый в этом году опрос газеты "Едиот Ахронот" показывает, что Ликуд падает, причем сразу на 5 мандатов, как кстати и блок "Сионистский лагерь", а вот кто реально поднимается, так это "Еш Адид". На Ваш взгляд в чем причина?
- Я рекомендую обществу не обращать серьезного внимания на опросы. На выборах в Кнессет 20 созыва, нам предрекали 20 мандатов, а мы получили на 10 больше, в том числе и потому, что русскоязычные граждане оказали нам очень высокую поддержку, что противоречило кстати всем опросам.
Естественно, я хотел бы поговорить о Вашем законопроекте о запрещении работы по субботам торговых центров. Есть мнение, что вы таким образом решили немного попиариться и получить свою минуту славы.
- Как Вы видите из СМИ к этому законопроекту относятся серьезно, его очень критиковали. Иудаизм определяет, что есть один день отдыха и покоя в неделю и каждый человек имеет право на отдых в субботу. Этот закон должен гарантировать, что любой гражданин еврейского демократического государства должен и имеет право отдыхать в субботу. Это касается и представителей слабых слоев населения, у которых просто нет иного выбора, кроме соглашаться на работу в субботу, и мелких предпринимателей, которые хотели бы проводить время с семьей, а не на рабочем месте. Я хочу уточнить, что день отдыха и покоя, это не обязательно поход в Синагогу, это может быть отдых на море, в парке и так далее. Но каждый имеет право на день отдыха.
Но если бы Вы к дополнению к этому законопроекту, написали еще один о работе общественного транспорта по субботам, но Вы об этом не подумали, Вы предпочитаете запрещать
- Я хочу что бы люди посмотрели например на Европу, где в воскресенье торговые центры не работают. Что касается общественного транспорта, то однозначно необходимо решить этот вопрос. мой закон занимался не транспортом, а торговлей. Я думаю, что вопрос общественного или муниципального транспорта необходимо решать. причем с привлечением руководства муниципалитетов.
Все бы было хорошо, и Ваш пример с Европой прекрасен, только Вы почему то забываете, что в пятницу люди в Европе работают пол-дня, в субботу там все открыто, в воскресенье работает общественный транспорт, но действительно не работают магазины. Может быть, если бы Вы в этот закон вписали также пункт об еще одном дне отдыха, тогда бы это было понятно и может быть и правильно? А то многие "русские" работают по 12 часов каждый день, в пятницу возвращаются домой в четыре часа, и когда им прикажите делать покупки и развлекаться?
- Я совершенно не отвергаю эту идею. Наверно еще один день отдыха, это правильно. И это поможет и другим секторам общества, например ортодоксам, которые смогут в дополнительный день и покупать и отдыхать и передвигаться. Я знаю, что есть разногласия по этим вопросам с министерстве финансов, но лично я однозначно выступаю за еще один день отдыха.
Ну может быть с этого и надо было начинать, а уже потом предлагать Ваш закон? В этом случае он бы не вызвал столько критики? Может быть Вы просто поспешили?
- Я не думаю. Сегодня создалась абсурдная ситуация, когда человеку не удается отдохнуть один день в неделю и этот вопрос необходимо решить. И я очень рад, что этот вопрос оказался в центре общественной дискуссии. Причем затронуты были и темы еще одного выходного дня, так работы общественного транспорта.