«Столкновение цивилизаций» как модель конфликтов после «холодной войны», о чем писал американский политолог Самуэль Хантингтон, сейчас в своей специфической форме происходит во всем арабском регионе от Ирака до Марокко, пишет Фадель Шалак из ливанского издания «Ас-Сафир», связанного с Хизбаллой. Он считает, что это столкновение проявляется в виде войны великих держав против арабских народов, региональных лидеров и местных деспотических режимов, которые «плодят» экстремистов и террористов в благоприятной для этого среде.
Арабские народы в 2011 году вышли на улицы под лозунгами социальной справедливости, достойной жизни, доказав, что у них есть воля к изменениям, и что они отвергают тиранию. Однако следствием «Арабской весны» стало значительное распространение экстремизма и терроризма. В результате хаоса и столкновений с террористическими организациями, из иракских и сирийских тюрем были освобождены тысячи заключенных, большая часть которых отбывала свои сроки, как раз из-за своих радикальных убеждений. Фадель Шалак, как и многие арабы, убежден, что это был скоординированный план для оправдания культурной и цивилизационной войны.
Война породила также большое количество мигрантов, возможно, это самый большой миграционный поток в истории. Большинство беженцев пытаются попасть в Европу, часть из них разными путями проникает в США, Канаду, Австралию. Международные СМИ, в частности западные, поднимают все большую информационную волну, в результате которой местные жители начинают опасаться и даже бояться беженцев с Ближнего Востока. Корреспондент «Ас-Сафир» считает, что сейчас мы наблюдаем попытку сформировать общественное мнение в нужном для «Столкновения цивилизаций» свете.
В это же время в Женеве и Вене проходят переговоры по сирийскому вопросу, участие в которых принимает так называемая оппозиция, которая безвыездно находится за рубежом, но желает говорить от имени народа. В этой связи автор задает риторический вопрос: а чью волю и чьи интересы оппозиция представляет - сирийцев, или стран, которые ее, оппозицию, прислали? Автор намекает на Саудовскую Аравию и страны Залива. Эти переговорщики ставят противоречивые требования и путают мысли и сознание людей, как в регионе, так и за его пределами, считает Шалак. Делается это для того, чтобы арабские народы не думали о достоинстве, социальной справедливости, равенстве, вместо этого им навязывается два безальтернативных варианта: диктатура или экстремизм. В этой связи обозреватель «Ас-Сафир» отмечает, что терроризм и экстремизм, собственно, и являются «родителями» диктатуры и тирании.
Фадель Шалак приходит к выводу, что арабским народам нужно в будущем быть более образованными и развитыми, только так можно достичь достойной жизни и свободы, а это невыгодно крупным международным игрокам и местным диктаторским режимам.
Революция 2011 года может быть повторена в разных формах и проявлениях, считает обозреватель, однако сделать это будет сложнее, поскольку, удержавшиеся режимы сделали выводы из ошибок своих предшественников. Тем не менее, историю творят не деспоты, тираны и колонисты, а народы, что и будет доказано еще много раз, заключает автор ливанской газеты "Ас-Сафир"