Портал ISRAland - израильские новости


24 Января 2025 [24 Тевета, 5785 г.] В Иерусалиме
Разделы новостей
Новости раздела
Шоу The Magic of Sanremo с новой программой в Израиле 15:26 16/01
Шоу The Magic of Sanremo с новой программой в Израиле
Золотой голос Венеции прозвучит в Израиле 13:50 15/01
«Золотой голос Венеции» прозвучит в Израиле
Георгий Гигашвлили – реситаль в Хайфе 8 февраля 10:04 15/01
Георгий Гигашвлили – реситаль в Хайфе 8 февраля
Театр Гешер представляет репертуар на 2025-й год 15:34 14/01
Театр «Гешер» представляет репертуар на 2025-й год
Уриэль Херман -Уриэль Вайнбергер. Фортепиано и саксофон 15:25 14/01
Уриэль Херман -Уриэль Вайнбергер. Фортепиано и саксофон
Брух и Рахманинов. Большая симфоническая серия в Герцлии 15:52 12/01
Брух и Рахманинов. Большая симфоническая серия в Герцлии
Все новости раздела
Новости без политики

«Спектакль «1926» - примерить на себя стихи»

Раздел: Афиша


«Спектакль «1926» - примерить на себя стихи». Интервью с профессором Валерием Галендеевым

Израильская премьера «1926» пройдет в середине февраля, а завтра, 25 января 2019 года в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии пройдет российская премьера мультимедийного музыкального спектакля «1926». Его сюжет - отношения Марины Цветаевой и Бориса Пастернака, которые в течение четырнадцати лет разговаривали друг с другом посредством писем. В главных ролях - Елизавета Боярская и Анатолий Белый. Литературную основу спектакля составляют эпистолярный роман двух поэтов и фрагменты поэмы «Крысолов».

«Я люблю поэзию 60-х годов, Серебряного века, но Цветаева для меня всегда занимала особое место», - рассказывает Елизавета Боярская, — Мне всегда нравилось ее колоссальное отличие от других поэтов: экспрессия, неистовость, какая-то космическая одаренность - действительно, полное ощущение, что это не человек, а сверхъестественное существо - ее неприкаянность, сложнейшая судьба. Она никогда не боялась экспериментировать ни с размерами, ни с рифмами: ее почерк в поэзии совершенно уникален, ни на что не похож. Плюс масштаб личности и эпоха. Все это делает ее для меня очень притягательной личностью, которую мне было интересно примерить на себя. Не просто читать стихи, а - подчеркну - примерить на себя. Это было принципиально важным».

Наряду с эффектным видеомэппингом важной составляющей премьеры является музыка. Партия сольной скрипки отдана знаменитому скрипачу-виртуозу Дмитрию Синьковскому и не менее известной скрипачке Марианне Васильевой. Скрипка одновременно становится голосом незримо присутствующего немецкого поэта Райнера Марии Рильке - личности близкой, созвучной, важной и для Цветаевой, и для Пастернака. Их письма к нему и его смерть в 1926 году - важная часть спектакля, придающая дополнительный объем этой любовной истории. Музыкальная партитура включает в себя произведения Бартока, Баха, Изаи, Берга, Пендерецкого, Шостаковича, Пьяццоллы, а также сочинения композитора проекта Алексея Курбатова.

О том, как зародилась идея самого спектакля и выбора Елизаветы Боярской на главную роль, рассказывает Валерий Николаевич Галендеев - художественный руководитель и автор идеи «1926», заместитель художественного руководителя Малого Драматического Театра – Театра Европы, бывший профессор РГИСИ, заведующий кафедрой сценической речи.

- Валерий Николаевич! Всем в Петербурге известно про «Школу Галендеева». Вами выучены сотни актеров. Как заметила именно Елизавета Боярская, «Галендеев научил нас не только голосоведению, он научил нас мыслить, идти за словом, ощущать его силу и значимость». При вашем участии в МДТ были созданы легендарные спектакли «Дом», «Братья и сестры», Gaudeamus, «Московский хор», «Жизнь и судьба». И вот завтра премьера спектакля «1926», о котором его участники говорят, что это - новый жанр, они даже не берутся давать ему определение. Согласны ли вы с ними?

- Я не могу ни согласиться, ни опровергнуть. Потому что быть может, где-нибудь на краю земли или в пучине интернета можно найти нечто похожее. Если иметь ввиду соединение авторского слова и музыки на сцене - то это не ново. Скорее, «1926» - это некий новый конгломерат возможных вариантов историй. Мы что-то сделали, а что из этого нагромождения наших усилий прорастает, становится понятно, когда приходит зритель. Когда начинаешь смотреть на сцену уже не своим взглядом.

- Какова Ваша роль в «1926»?

- В какой-то мере я придумал эту историю. В зародыше этого замысла был «Крысолов» Цветаевой. Потом подключилась режиссер Алла Дамскер – поначалу как сценарист, поскольку мы решили использовать и письма Цветаевой и Пастернака, а потом она стала и режиссером спектакля. «Крысолов» - уникальное произведение, а письма - это лирическая история. В какой-т момент все это стало трансформироваться в «1926».

- Что вы можете сказать о команде «1926»? Вы участвовали в ее подборе?

- Конечно. Именно я предложил Лизу Боярскую на главную роль. У меня никаких сомнений нет, что у нее цветаевский темперамент, понимание глубин, возможности пластики, возможности голоса. Когда Лиза читает письма Цветаевой Рильке, то у меня просто мороз по коже. Я стопроцентно уверен в Боярской. И именно Лиза Боярская привела в этот спектакль огромного почитателя поэзии - актера Анатолия Белого, с которым они вместе снимались в сериале.

Идея же пригласить в спектакль скрипачей принадлежит продюсеру – Вячеславу Зильберборду, и у нас участвуют в «1926» потрясающая скрипачка Марианна Васильева – она же оказалась столь же потрясающей актрисой, просто сразила меня, у нее невероятная сценическая интуиция. И второй скрипач – талантливейший Дмитрий Синьковский, он же – контр-тенор, который еще и поет на сцене.

- Этот спектакль сразу после петербургской премьеры едет в Израиль. Что говорит по этому поводу ваша интуиция: Цветаева, «Крысолов» - и в Израиле? Вы знаете израильского русскоязычного зрителя. Не рискованно ли?

- Всегда рискованно. Но я думаю, что Израилю мотив этого спектакля - не чуждый, не посторонний. А Лиза Боярская, и Анатолий Белый - очень известные артисты. Где угодно найдется определенный контингент желающих посмотреть, разобраться, быть может, поспорить, полемизировать с такой постановкой.

Я несколько раз в жизни принимался как режиссер за «Крысолова», и каждый раз было фиаско. Справедливее всего было бы сказать, что я не мог нащупать ключ к этому произведению. Но особенно-то было и не с кем, потому что не было рядом Лизы Боярской … А оптика-то совершенно особенная, когда идет речь о гениях. Чем больше времени проходит, тем ближе они становятся к нам. Вернее, мы к ним. В случае с Лизой, я понял, что есть с кем работать. Лиза ведь еще особым образом воспитанная актриса, она выросла на книге «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Она училась на курсе Льва Додина, где я преподавал, и с первого курса студенты начали работу над спектаклем «Жизнь и судьба».

У Лизы Боярской трагико-историческое мышление, она умеет воспринимать очень сложные вещи, работает в театре Додина, где в объективе внимания все чувствительные исторические точки. А что такое «Крысолов»? Это и историческая, и персональная, и материнская драма. 1 февраля 1925 года Марина Цветаева родила долгожданного сына Мура, и в марте начала писать историю о гибели детей, о том, как пришел человек, заиграл на дудочке и утопил их в озере.

- Сегодня это бы назвали послеродовой депрессией, а вы это рассматриваете как историческое предвидение.

- Не только историческое, но и предвидение семейной трагедии.

- Может быть, Цветаева это накликала, а не предвидела?

- Вполне может быть, она же сама говорила про Ахматову – «как она может писать такие вещи?! Разве она не знает, что стихи всегда сбываются?!»

- Значит, она знала.

- Да, но то и есть поэт. Она могла этого не писать, но это ее точило, сверлило изнутри. Цветаева, конечно, с невероятной исторической интуицией, философской, политической – что, вроде бы, за Цветаевой никогда не числилось - поняла, в какое время она родила сына 1925-й год в Италии. Марина понимала, что с собой несет приход Муссолини. Она особо остро чувствовала то, что происходит и в Германии, все-таки в ней немецкая кровь сильна, а про Россию она просто все знала. И на дудочке играли и из Германии, и из России очень сильно. Первый попался Сергей Яковлевич на эту дудочку и удочку, вслед за ним до неистовства, маниакально захотела в Россию Аля. Они остались с Георгием в Париже, возникли суперсложные обстоятельства, газеты написали, что Эфрон безусловно причастен к деятельности НКВД, и ей перестали подавать руку, с ней перестали здороваться, она потеряла заработки, но она все равно не хотела ехать в СССР, она точно чувствовала, что там-то точно погибель.

И вот они пошли на звук. Сначала Аля, потом Георгий. И не поехать за ним она просто не могла, он был – весь смысл ее личного существования, даже не столько муж, сколько сын. И по сути сюжет «Крысолова», несколько отрывков из которого звучат в спектакле, повторился.

- Это спектакль о Цветаевой?

- Я говорю о вещах менее очевидных, скрываемых. Отношения с Пастернаком буквально все прописаны в их письмах. Другое дело, что можно их по-разному видеть и слышать, особенно Пастернака, он-то конечно немножко Протей многоликий, и в этих письмах, и вообще в жизни, в биографии. В отличие от Цветаевой, которая монолит - в понятиях, связанных с совестью, с религией, с традицией семьи. Пастернак будто бы себя всю жизнь готовил для «Доктора Живаго».

- Пастернак оберегал себя, а Цветаева отдавала?

- Пастернак оберегал свое право и возможность писать, оберегал поэта в себе. Она же не могла оберегать поэта в себе, потому что и была поэт. Пастернак пытался вписаться в новую картину новой действительности, предпринимал для этого какие-то шаги. Он искал сближения, в какой-то мере хотел стать попутчиком большевиков. Потому он и зовет в письмах Цветаеву вернуться. Он был умным, мудрым: говорил ей, что сначала нужно начать печататься в СССР, а потом приезжать, когда тебя вспомнили, в какой-то мере официально признали. Он хотел напечатать «Крысолова»!

- Наивный Пастернак и проницательная Цветаева – вы говорите сейчас о ней в ключе, противоположном общепринятому.


- Цветаеву в наивности трудно заподозрить. Но мужчины вообще более наивные существа, чем женщины. Через некоторые сложные процессы, через которые приходится пройти женщинам, мужчина просто не проходит. Они не так привязаны к гнезду, не так привязаны к роду. Пастернак любил своих родителей, но разве это можно сравнить с любовью Цветаевой к отцу и матери, драматичной любовью.

- Расскажите о роли музыке в этом спектакле.


- У Цветаевой с музыкой были тоже очень драматические отношения. Мать хотела, чтоб она была пианисткой, поскольку у нее были огромные способности. А дальше - почти апокрифичная вещь, хотя я в нее не очень верю. Но, тем не менее, и у Марины, и у Анастасии Ивановны Цветаевых это воспоминание есть – о том, как мать умирала от туберкулеза. Цветаевой было 14 лет, было ясно, что идут последние часы, что это агония, девочку позвали проститься, и якобы мать сказала: «Единственное, что мне жаль оставить в этом мире - это музыка». Я не очень в это верю: человеку, умирающему от туберкулеза, сказать такую сложную и длинную фразу просто не хватит дыхания. Но обе сестры вспоминали это всю жизнь. Представьте: две девочки приходят проститься с матерью, а она говорит, что больше всего ей жаль оставить музыку, а не их. У Марины, которая была более ранимым и уязвимым человеком, чем Анастасия, за этим сквозит горечь огромная. И она вообще музыкой никогда не занималась.

- И тем не менее, музыка в этом спектакле присутствует постоянно.

- Но не главенствует, а является полноправным партнером.

- Партнером в очень интимной истории, несмотря на исторический антураж. Но разве не каждый любит заглянуть в чужую историю?

- При всей высокой духовности и идеалистичности «1926» - это все-таки любовная переписка двух гениев, и маячит третий где-то там, на швейцарском горизонте. Мы убрали письма Рильке, хотя они изначально присутствовали в сценарии.

- Рильке – кто он в спектакле? Персонаж? Образ? Фон? Недосягаемая мечта?

- Он - вершина. Вершиной его считали и Цветаева, и Пастернак. Почему он величайший гений, почему и Пастернак, и Цветаева ему поклонялись? Кстати в спектакле, довольно внятно прослеживается то, что Пастернак ревновал Марину к Рильке. Он был очень ревнив. Он ей пишет – «процессы, которые происходят у нас, происходят не только у нас, а и в Европе. Если Рильке так побледнел, а ведь он живет не в Советском Союзе – это меня радует».

«Вся жизнь делится на три периода: предчувствие любви, действие любви и воспоминания о любви» - писала Марина Цветаева. «Как я люблю любить… А Вы когда-нибудь забываете, когда любите, что любите? Я - никогда». В этих строках была вся Цветаева. В любви заключался смысл ее жизни. И скоро мы увидим спектакль о ее любви и в Израиле.

Спектакль «1926»

Линк на видео: https://www.youtube.com/watch?v=diGErHlT8Ws

Автор идеи и художественный руководитель проекта – Валерий Галендеев, драматург и режиссер – Алла Дамскер, художник-сценограф – Глеб Фильштинский, художник по костюмам – Алина Герман.

Партитура, подготовленная специально для спектакля Алексеем Курбатовым, включает как его собственные сочинения, так и шедевры Баха, Бартока, Изаи и других композиторов. Партию сольной скрипки исполняют Дмитрий Синьковский/Марианна Васильева.

Действующие лица и исполнители:

Марина Цветаева - Елизавета Боярская
Борис Пастернак - Анатолий Белый
Партия скрипки – Марианна Васильева /Дмитрий Синьковский

Нетания, 13 февраля 2019, среда, 20:00, Гейхал ха-Тарбут, «Аудиториум»
Хайфа, 14 февраля 2019, четверг, 20:00, «Аудиториум»
Беэр-Шева, 15 февраля 2019, пятница, 20:00, Центр сценических искусств, большой зал
Иерусалим, 16 февраля 2019, суббота, 20:30, «Театрон Иерушалаим», зал «Реббека Краун»
Тель-Авив - Яффо, 17 февраля 2019, воскресенье, 20:00, театр Гешер, зал «Нога»


Страница продюсера в фейсбуке: https://www.facebook.com/FGKproduction/


Интервью взяла Маша Хинич.

Фотография (© Стас Левшин) предоставлена организатором гастролей – компанией FGK Production

Читайте последние новости раздела "Афиша":
Шоу The Magic of Sanremo с новой программой в Израиле →
«Золотой голос Венеции» прозвучит в Израиле →
Георгий Гигашвлили – реситаль в Хайфе 8 февраля →
Театр «Гешер» представляет репертуар на 2025-й год →
Уриэль Херман -Уриэль Вайнбергер. Фортепиано и саксофон →
Брух и Рахманинов. Большая симфоническая серия в Герцлии →
Если вы заметили орфографическую ошибку,
выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:

Портал ISRAland - новости Израиля

Отправить на e-mail   Распечатать

Другие новости
Новости партнеров
Американские новости
Последние новости ISRA.com


ХАМАС готовится освободить четырех заложниц
ХАМАС готовится освободить четырех заложниц
Теракт в Тель-Авиве. Что известно?
Теракт в Тель-Авиве. Что известно?
Ликвидированы террористы, убившие троих израильтян
Ликвидированы террористы, убившие троих израильтян
«Nvidia» нацелилась на большие инвестиции
Nvidia нацелилась на большие инвестиции
Акции «Elbit» установили рекорд
Акции Elbit установили рекорд
Выдан ордер на арест Башара Асада
Выдан ордер на арест Башара Асада
Объявления на ISRA.com


Добавить объявление


Главная | Знакомства | Знакомства с анкетой | Доска объявлений | Курсы валют | Статьи | Опросы | Онлайн ТВ | Анекдоты | Гороскоп
Рейтинг | Lenta новостей | Канал новостей США | Подписка на новости | Баннерная сеть | Загрузка файлов | Форум | Связаться с нами | Реклама у нас
новости израиля Если вы заметили орфографическую ошибку, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Любое использование материалов запрещено без письменного разрешения редакции.
При перепечатке гиперссылка на Израильские Новости обязательна.
ISRAland Online Ltd. 1999 - 2025 © Все права защищены.
Лицензионное соглашение
Ограничение использования материалов агентства Associated Press

Система Orphus