Во второй половине ноября в Израиле пройдут гастроли Театра танца MOMIX с программой VIVA MOMIX, посвященной 40-летнему юбилею этой группы, основанной танцором и хореографом Мозесом Пендлтоном в 1980 году.
VIVA MOMIX – это путешествие в мир уникального движения Пендлтона, в мир его знаковых постановок, где соединены танец и цирковая гимнастика, живые скульптуры и легкая атлетика, мир растений и движения, театр теней и современные иллюзии, свет реальности и нереальные действия. Спектакль VIVA MOMIX откроет балетный сезон в Центре сценических искусств в Герцлии, а затем будет показан в ряде городов страны – Иерусалиме, Хайфе, Беэр-Шеве и Ашдоде. А пока что, Мозес Пендлтон согласился в преддверии гастролей немного рассказать о себе и принципах своего творчества.
- Мозес, добрый день. Израиль для вас - частая гастрольная площадка. Вы бываете в нашей стране если не каждый год, то раз в два года точно. Позвольте вновь приветствовать вас, на сей раз перед вашим юбилейным туром и задать вам несколько вопросов. Фантазия для вас - неотъемлемая часть реальности? Вы стремитесь говорить людям, что им следует увидеть или просто даете зрителям шанс уйти от реальности в мир фантазий MOMIX?
- Фантазия - это не часть реальности, а сама реальность. Разложу формулу на составляющие: то, что реально, является фантазией; а то, что является фантазией – реально. Не всегда, разумеется, а когда разговор идет о MOMIX. Нам нравится показывать людям, где находится выход из суровых реалий окружающего мира, нравится создавать для них зрелище, полное иллюзий, красоты, юмора, веселья, волшебства… Мы никогда не говорим нашим зрителям «посмотрите сюда, думайте так-то», но стараемся быть слегка провокаторами, подтолкнуть из к тому, чтобы они могли, благодаря нашим спектаклям, создать свое собственное фантастическое зрелище – пусть только и в воображении.
- Термин «Микс» в названии «MOMIX» - это ваш принцип? Это сочетание танцевальных и акробатических элементов, а также освещения, реквизита и музыки, используемых для создания атмосферы спектаклей. Что еще вы микшируете?
- MOMIX действительно представляет собой смесь многих элементов - музыки, костюмов, танцев, освещения, театра. Изначально название происходит от смеси, которой выкармливали телят - ведь я вырос на молочной ферме в Северном Вермонте, но, по счастливой случайности, это название идеально вписалось в парадигму «Мо и Микс» - то есть в смесь от Мозеса, в микс Мозеса Пендлтона. А микширую я, в первую очередь, идеи и музыку, визуальный ряд и движение.
- Вы не только экспериментируете у себя в Коннектикуте, но также ставите спектакли в очень «солидных» заведениях, к примеру в Парижском Оперном театре и в Берлинской Государственной Опере. Вы можете быть серьезным и академичным, а не только фокусником-алхимиком?
- Оба этих театра – и Парижский, и Берлинский, и оба этих города – и Париж и Берлин – это уже само по себе история, приключение, квест, если угодно. И еще - предыстория и постоянное стремление к совершенству. Все вместе служит для меня источником большого вдохновения. Быть приглашенным в эти театры, в эти поистине выдающиеся европейские компании для постановки новых произведений было для меня и честью и вызовом, поскольку оба проекта были намного более масштабными, чем те, которые я когда-либо делал раньше. В Берлине мы создали визуальный ряд спектакля TUTOGURI на основе произведений поэта-сюрреалиста Антонена Арто, а в Париже мне представилась возможность изучить музыку Эрика Сати. Это были удивительные времена, особенно в Париже, потому что как раз тогда я собрался отделиться от Pilobolus и создать новую компанию, которая вскоре и была названа MOMIX. Философия Сати в Париже, свободный дух, нехореографическая натура окружали меня в том проекте. И благодаря всему этому я и нашел в себе силы стать независимым, уйти из Pilobolus, найти именно свою дорогу и окончательно выкристаллизовать свой стиль.
- Ваша хореография напоминает коллаж, танцоры находятся как бы на слоях стеклянных фотопластинок. Вы используете такие же принципы и ваших фотоработах?
- MOMIX - это визуальный физический театр с акцентом именно на визуальном ряде. Если для этого визуального ряда требуются особые изображения, образы, мы стараемся создавать их в нашем творческом стиле, используя освещение, костюмы, реквизит, проекции и т. д. Но важнее всего общая картина.
Поскольку я очень увлекаюсь фотографией, то, конечно, стараюсь использовать принципы фотографии для создания визуальных образов в наших спектаклях. Исследование фотографического процесса всегда было для меня и очень полезным, и очень захватывающим. В каком-то смысле фотография - это корректирующая линза. Мы все используем корректирующие линзы, чтобы видеть - то есть просто очки, а у нас в MOMIX эти линзы превращаются в некое супер-стекло, и благодаря ему невидимое становится видимым. Создание видимого из невидимого всегда было частью моего мироощущения. Я использую особые проекции для создания многоуровневых сюрреалистических ландшафтов, смешивая и накладывая графический дизайн на конкретные костюмы. Все вместе создает нечто вроде показа мод, где на подиум выходят воображение, освещение и трехмерные скульптуры.
- Вы занимаетесь хореографией и движением уже 50 лет. Как полвека сохранять любопытство?
- Вы же знаете английскую пословицу «Любопытство сгубило кошку…»
- Да... но вторая ее часть «удовлетворив его, она воскресла».
- Вот именно! У кошки же девять жизней! Нет любопытства без тела. Я всегда чувствовал себя неким сторонним «предметом», интересовавшимся телом, как субстанцией. Субъектом, увлеченным объектом. Начиная с того, что всегда уделял внимание своему физическому состоянию, поддерживаю себя на хорошем «телесном» уровне. Но мы не о теле говорим, а о любопытстве. Так вот: любопытство – это выплески энергии, направленной на то, чтобы увидеть что-то или сделать что-то. Великие умы человечества были, прежде всего, любопытны. Самые вдохновляющие меня примеры, мои кумиры отличаются именно интересом к изучению своего предмета, к постоянным исследованиям в своей области – то есть в сохранении честности восприятия и, скажем так, – постоянного душевного горения в отношении всего, что они делали. Этот энтузиазм необходим для общего дела. Воодушевление - вот что нужно поддерживать все время.
- А как все началось? Как вы увлеклись танцами и когда стали хореографом?
- Вы не поверите – все началось грустно... С падения на горнолыжной трассе. С 12 лет я мечтал стать горнолыжником, гонщиком, а вовсе не танцором. Позже, студентом, я месяцами пропадал на лыжных тренировках во время учебы в колледже Дартмуте. Но я сломал ногу во время соревнований, а частью моей реабилитации, восстановления во время физиотерапии были уроки танцев. Так зародилась моя страсть к балету, к танцу и это было предтечей рождение «MOMIX» и моего открытия мира хореографии.
- Лет десять назад вы работали со звездой российского балета Дианой Вишневой Вы поставили для нее номер «F.L.O.W. (For Love of Women)». Расскажите об этом, пожалуйста.
- F.L.O.W. ведь означает «Ради любви к женщинам» - и это был идеальный номер для Дианы Вишневой. Ей присуще творческое любопытство, она с несомненным удовольствием заглядывает в новые миры, она предельно сконцентрирована и очень поэтична. В F.L.O.W. Диана Вишнева привнесла весь свой талант в перефразировании музыки в движение, в красоту танца. Это было очень долгожданное и очень успешное сотрудничество. Те номера, что мы создали вместе с ней, до сих пор исполняются в нескольких наших шоу, включая VIVA MOMIX.
- Ваша новая программа называется очень «прозрачно» – VIVA MOMIX. Что в нее входит, помимо признанных хитов вашего коллектива и выше упомянутого F.L.O.W.?
- В вашем вопросе есть уже половина ответа. А вторая такая - менее известные шедевры MOMIX! У нас все интересно. Приходите, получите удовольствие!
С Мозесом Пендлтоном беседовала Маша Хинич
VIVA MOMIX
Герцлия, Центр сценических искусств, с 19 по 23 ноября
Иерусалим, 25 ноября, понедельник, Театрон Иерушалаим, 20:30
Хайфа, 26 ноября, вторник, «Аудиториум», 20:30.
Беэр-Шева, 27 ноября, среда, Центр сценических искусств, 20:30
Ашдод, 28 ноября, четверг, 20:30, Центр сценических искусств
Посмотреть видео: https://www.youtube.com/watch?v=91CK7oKCtX0
Photos: Moses Pendleton with sunflowers - Photo By Jack Vartoogian
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting