Современная история Израиля полна парадоксов. Мы уже не спорим, что определенная доля разгильдяйства – неотъемлемая часть нашего национального характера. Мы ей даже гордимся. Характерна, например, полулегендарная история о "чернильном флаге": когда наши войска выстояли в Войне за Независимость и арабы вот-вот должны были капитулировать, стало ясно: сколько территорий мы успеем захватить, столько будет наших. И элитные бригады "Гивати" и "Голани" устроили "соцсоревнование": они совершили скоростной марш-бросок к эйлатскому заливу.
Бригады, практически не встречая на своем пути сопротивления, помчались в путь, и каждая мечтала первой водрузить наше знамя в местечке Эйлат над домиком бывшего английского полицейского участка. Они обходили встречающиеся на пути разрозненные недобитые арабские группировки, поскольку война уже была выиграна, и стояла другая задача – успеть продвинуться как можно глубже на юг до подписания акта о капитуляции.
Задерживаться для локальных боев не было смысла. Но когда бойцы достигли Эйлата и заветного здания, выяснилось, что в спешке никто не удосужился прихватить с собой то, что, собственно, и следовало водружать на крыше. То есть флаг. И пришлось наш "кахоль-лаван" спешно, на месте, рисовать чернилами на первом попавшемся куске белого полотна, что и было сделано.
Короче, речь идет о той самой забывчивости. Но судить бойцов, выстоявших в тяжелейшей схватке, по меньшей мере кощунственно. А вот "забывчивость" политиков, которые уже более полувека сидят в Кнессете и берут Эйлат штурмом разве что в период отпусков или семинаров за государственный счет – можно и нужно. Потому что до сих пор в Израиле нет ни закона о главных символах любого государства – флаге, гимне и гербе, ни четко определенных параметров этих символов. Просто в акте о государственной независимости 1948 года записано: флаг такой-то. Предполагалось, что в будущем будет принята Конституция, которая и закрепит официальный статус символов. Конституцию так и не приняли, а среди 11 так называемых "основных (конституционных) законов" закона о флаге, гербе и гимне нет до сих пор.
В Кнессете 15 созыва этот вопрос поднимал депутат Томи Лапид, но его тогда спустили на тормозах. Оппозиции вообще трудно пробить какой-то закон: сказываются внутренние механизмы работы нашей законодательной власти. Претворение в жизнь любого законопроекта стоит денег, бюджет – не резиновый, и правительственная коалиция предпочитает делить его на "свои" законы – а насколько нововведение полезно и насущно необходимо для страны, это вопрос второй (если не десятый). Но сейчас, когда Шинуй – в правящей коалиции, законопроект о государственном флаге представил на рассмотрение депутатов депутат от этой партии Игаль Ясинов. По его словам, многие члены коалиции готовы поддержать его, Ясинов также выразил надежду, что и в оппозиции найдутся здравомыслящие люди, ибо сам статус депутатов к тому, вроде бы, обязывает... Так что есть надежда, что 12-й по счету конституционный закон все-таки будет, наконец, принят. Тем не менее иннициаторам приходится преодолевать жесткое сопротивление сил, не заинтересованных в том, чтобы у Израиля были символы государственности.
Пусть никого не удивляет жесткость постановки вопроса – сейчас, юридически, у нашей страны ни флага, ни гимна, ни герба нет. Теоретически, тот флаг Израиля, который сегодня реет над многими зданиями и машинами, поднимается при зарубежных вояжах наших правительственных делегациях и на международных спортивных соревнованиях, сжигается террористами – не государственный, а национальный. А это – две разницы, причем настолько большие, что в ряде стран даже существуют 2 флага – государственный и национальный. И если в Израиле ситуацию не изменить, то теоретически, завтра Шарона в какой-нибудь Малайзии могут встречать не бело-голубым, а серо-бирюзовым, или каким еще угодно полотнищем. И утверждать, что это – флаг Израиля. А в качестве гимна исполнить "Тум-Балалайку" – почему нет, ведь "Ха-Тиква" всего лишь песня, ее статус гимна не закреплен.
Соответственно, нет и законов, которые бы запрещали надругательство и глумление над основными символами. Так что когда палестинцы на своих митингах жгут наши флаги, юридически никакого преступления они не совершают!
Вы не задумывались, почему антисемиты во многих странах жгут именно бумажные версии нашего флага? Не потому что они лучше горят, а потому, что бумажный рисунок не считается флагом. Они не знают, что в Израиле нет закона, определяющего, что флаг – это именно полотнище. Перестраховываются, бедненькие...
- Все партии, находящиеся в коалиции, намерены поддержать этот законопроект. 30 депутатов поставили под ним свои подписи, - сообшил Игаль Ясинов. - Мне кажется, что именно сейчас этот закон имеет особую важность. Наше государство переживает очень сложный период – непрекращающаяся интифада, война, которую ведут против нас террористические организации при поддержке спосноров в арабских странах, паралельно с этим – ухудшение экономической ситуации. Жизнь стала намного труднее. В такой ситуации значимость государственных символов значительно увеличивается. Чтобы выстоять, общество должно быть сплоченным, а о каком государственном самосознаниии можно говорить, если статус флага неопределен? Как можно воспитывать в детях, или репатриантах, среди которых уже сейчас едва ли не две трети не считают себя частью еврейского народа, уважение к государству, если все государственные атрибуты - временного действия?
Мой законопроект, фактически призван утвердить государственными символами флаг и герб, определенные еще в 1949 году, а также песню "Ха-Тиква" в качестве государственного гимна. Цель – защитить основные символы Израиля и тем самым подтвердить его единство и демократические ценности, - подчеркнул Ясинов.
Сам факт, что ортодоксальные маргиналы в праздник Рош-а-Шана сжигают израильский флаг в Умани на могиле рабби Нахмана, что именно "кахоль-лаван" жгут антисемиты по всему миру и террористы в ПА и арабских странах говорит о том, что именно этот флаг – символ нашего государства. "Террористы" его давно признали – пора бы теперь сделать то же самое и нашему Кнессету, приняв закон о государственных символах.
Игаль Ясинов
Депутат Кнессета от партии "Шинуй"