Уходящий год оказался урожайным на рок-юбилеи. Сразу два столпа отечественного рок-н-ролла всеэфирно отпраздновали свои "полтинники", составив на пару золотой рубль российского шоу-бизнеса. Целый месяц Гребенщиков с Макаревичем, которые уже давно плавно и безболезненно перекочевали из категории идолов неформальной молодежи в обойму любимцев олигархов и истеблишмента, благосклонно принимали поздравления телевизионной общественности.
Однако не все члены рок-н-ролльного племени умирают задолго до своей смерти. Есть среди представителей жанра и вечно молодые. В канун Нового года отметил свое сорокапятилетие Константин Кинчев, ныне самый достойный представитель рок-поколения 80-х. Причем достойный по всем параметрам, как характерологически биографическим, так и чисто профессиональным.
Ведь не только независимый и (проступающий за социально-ролевой сдержанностью) нонкомформизм сделали Кинчева кумиром юных бунтарей и любимцем изрядного числа их родителей. Сыграли свою роль и объективные заслуги певца, поэта и композитора. Рок-культура никогда не была сильна именно качеством стихосложения, однако лидеру легендарной АЛИСЫ удалось облечь энергию жизни в искусный наряд изысканных рифм, чего другие представители жанра сделать не смогли.
Далась ему и музыка, с которой он и поныне обращается в высшей степени вольно, не ограничивая себя определенной стилистикой. Кинчев свободно оперирует как джазом, так и классическими рок-рифами, в которые блистательно монтирует даже народные мотивы.
Во всем, что делает Доктор чувствуется истинный талант, взращенный на качественной культурной базе.
Однако, благодаря низкому образовательному уровню наших СМИ, Кинчев воспринимается обывательским сознанием исключительно как певец буйных подростков, крушащих станции метро, хотя на самом деле - дети лишь малая часть ценителей его дарования.
Константину есть чем поделиться с абсолютно другой аудиторией - эстетами, обремененными приобщенностью к субкультуре творческой интеллигенции. Поскольку наши музыкальные критики не относятся к данной категории населения, то им и невдомек, о чем и как поет Кинчев (тут грех не помянуть Михаила Козырева).
В контексте общей культурологической неосведомленности журналистского сообщества неудивительно и то, что обращение рок-музыканта к православию вызвало недоумение. А ведь, по сути, никакого противоречия между христианством и рок-н-роллом нет: пути самопознания и самовыражения не могут не пересекаться, если речь идет о высокоорганизованной натуре. Где много страсти, должно быть и самоограничение, а обретенную истину можно нести людям самыми разными способами...
Впрочем, едва ли, самого музыканта заботит как именно его воспринимает та или иная аудитория. Кинчев на то и Доктор, чтобы лечить своими искусством всех, кто в том нуждается. А страждущих гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
С чем, собственно, его и стоит поздравить.
А пожелать Константину практически нечего. Профессионально он состоялся, свой "путь" нашел, семейная жизнь музыканта тоже удалась (жена Александра не только красавица и умница, но настоящая боевая подруга). А дети - просто загляденье (как хороша младшая дочь Вера в клипе "Родина"!) Так что пожелаем целителю душ человеческих оставаться вечно молодым. Ибо, похоже, он единственный отечественный рокер, которому это под силу.
"Музыкальная правда" № 50 декабрь 2003.
М. Леско
На правах рекламы