Проблема брошенных стариков, приехавших в Израиль с алией 90-х, - была в центре внимания журналистского расследования в программе "Особый отдел". Программа вышла в эфир канала "Израиль Плюс" 11 января 2004 года. Режиссер и продюсер программы Александр Гентелев и Алик Адлер. Ведущие –журналисты Наташа Мозговая и Давид Барон.
Судьба брошенных стариков-репатриантов не может оставить равнодушным ни одного нормального человека. Но к их судьбе абсолютно равнодушны чиновники и государственные учреждения, призванные помогать и решать их проблемы: жилья, социальной помощи и медицинского обслуживания.
Журналистское расследование этой трагической ситуации, проведенное программой "Особый отдел" (канал "Израиль Плюс"), обнажило прорехи и погрехи израильского законодательства в отношении пожилых одиноких людей, которые приехали в Израиль с алией 90-х.
Они не могут самостоятельно снимать дорогостоящее жилье на рынке квартир (просто не хватает денег), за 12 лет их пребывания в стране очередь на социальное жилье практически не сократилась, не подходит очередь и на хостели. Одинокие старики никого не интересуют.
Новый госбюджет, принятый кнессетом в первых числах января, предусматривает закрытие гериатрических больниц. Впрочем, и за последние годы государство не пополняло казну этих специальных медицинских учреждений. Где же будут эти люди в следующем году?..
Те, кто может рассчитывать на детей, - спасен. А если нет детей, или дети уехали, или больной одинокий старик приехал в Израиль с помощью Сохнута? Пока ноги носят – живет, а потом?
Вот и собралась группа людей-предпринимателей, которые объединились в товарищество и начали "строить" так называемые "Теплые дома" для одиноких пожилых людей-репатриантов. Их пребывание в таких домах обходится в 2100 шекелей. О прибыли здесь и не мечтают, речь идет о благотворительной деятельности. Пожилые люди нашли здесь крышу над головой, общение, нормальное питание и заботу. Именно эти люди-добровольцы создали "рамки", в пределах которых брошенные старики смогут какое-то время нормально существовать.
Но вот в чем проблема, как утверждает один из руководителей амуты "Теплый дом, совместное проживание" Родион Шурман: "Теплые дома" работают без разрешения со стороны государства, а значит, - незаконны. В любую минуту представители министерства социального обеспечения могут прийти и закрыть их, а жильцов выбросить на улицу. Так уже было в Тель-Авиве, Ришон ле-Ционе, Ашкелоне. Вот уже пять лет, как мы боремся за свое право на законное существование. Но увы, поддержки и понимания со стороны официальных органов не нашли..."
Журналисты Давид Барон и Наташа Мозговая выяснили: существование так называемых "Теплых домов" незаконно (закон от 1965 года их наличие не предусматривает!); они не соответствуют требованиям министерства социального обеспечения.
- Мы требуем в категорической форме немедленного закрытия 7 "Теплых домов", - заявила в студии программы "Особый отдел" Захава Вайзер, представитель министерства социального обеспечения. – Эти дома (как, например, в Ашкелоне) не соответствуют никаким общепринятым критериям. Там царит запустение, нечеловеческие условия проживания, нет никакого медицинского обслуживания."
Ей вторит заведующая отделом гериатрии министерства здравоохранения д-р Ирит Лаксер: "Вы не знаете, в каком состоянии в больницы поступают пожилые люди после таких домов. Неизвестно, какие препараты они получали, чем питались... Недееспособные люди должны быть переданы под опеку министерству соцобеспечения. И только после этого наше министерство сможет выделить определенную финансовую помощь..."
Значит, остаются только Дома престарелых, в которых, как утверждают представители государственных служб, места на всех стариков хватит...
Но вот в чем беда: для многих репатриантов (ментальность советская!) прибытие в Дом престарелых – это медленное движение в сторону кладбища. А если еще приходится ждать места в этом Доме (иногда два месяца, чаще – полгода), то срок прибытия на погост сокращается.
А еще известно, что Дома престарелых далеки от райских кущ. Не всегда здесь внимательны к старикам, больным и беспомощным; не всегда любезны няньки и социальные работники с посетителями; не всякому здесь обеспечен и доступ к родной маме, тете или дедушке. Вот и последовавший сразу по окончании передачи звонок в редакцию от телезрителя Йехиэля (Ашдод) тому подтверждение: старая тетя с диагнозом Альцгеймера пребывала в Доме престарелых недолго, но мучительно. Сахарный диабет дал о себе знать очень скоро, но родственникам знать об этом было не дано. Пожилую женщину кормили сладким, развилась гангрена сначала на одной ноге – ампутация, потом – на другой (с последующей ампутацией), старуха была в жутком неухоженном состоянии (с пролежнями глубиной с кулак, кожными гниениями). Сегодня ее уже нет в живых...
Что же ждет наших стариков дальше? Закон о государственном страховании не предусматривает специальной помощи старикам-инвалидам. Паралич одной стороны, к примеру, - приводит к полной беспомощности, человеку требуется ежедневный уход. Обеспечить его могут только дети, социальные службы ограничивают помощь несколькими часами в день. Увы, спеицальных учреждений для людей с такими заболеваниями или недугами в пожилом возрасте просто нет. А тут еще в 2003-м году правительство приняло решение о прекращении госпитализации пожилых людей в том случае, если они не могут сами себя обслуживать. Причина прозаична – нет денег!
13 лет – нашей алие. 40-летние значительно повзрослели, 60-летние – состарились. В очереди на социальное жилье все еще 60 тысяч. Через 17 лет беспомощных и одиноких в стране будет миллион. Тот, кто должен принимать решение, - молчит или принимает решения недостойные. Говорят, демократическое развитое государство определяется по его отношению к старикам и детям. Если судить по тем серьезным материалам и фактам, которые прозвучали в программе "Особый отдел", Израиль – и не первое, и не второе. Грустно, господа...
Пресс-релиз телеканала "Израиль Плюс"