Министерство строительства планирует резко ужесточить критерии на получение социального жилья для репатриантов. Депутат Роман Бронфман: «Мы этого не допустим».
Как известно, социального жилья в Израиле не строят уже много лет. В очереди на государственную квартиру стоят около 70 тысяч репатриантов – семей и одиночек. Это инвалиды войны, матери одиночки, ликвидаторы-чернобыльцы, пенсионеры, просто тяжело больные люди. Очередь эта растет из года в год – а ведь еще и не всех нуждающихся в эту очередь записывают.
В нашей стране существуют две системы социального жилья: одна (в министертстве абсорбции) для репатриантов, приехавших начиная с 1990-го года, вторая (в министерстве строительства) – для всех остальных. Коренных израильян и старожилов, стоящих в очереди на социальное жилье – на порядок меньше, чем репатриантов – и очередь в министерстве строительства за последние годы резко сократилась.
Депутату Кнессета Роману Бронфману (председатель партии «Демвыбор») стало известно, что министерство строительства придумало новый, радикальный способ сокращения очереди на социальное жилье среди репатриантов. Нужно просто изменить критерии – тогда и очереди не будет. В своем письме к руководителю недавно созданного Форума за социальное жилье Александру Калантырскому генеральный директор минстроя Ави Маоз сообщает, что «длинная очередь среди репатриантов существует, между прочим, потому, что репатрианты имеют право на социальное жилье вне зависимости от дохода... В рамках «структурных изменений» на 2004 год, постановлено, что с 2005 года критерии для репатриантов и старожилов будут уравнены – и всем придется проходить проверку дохода, а также проверку на соответствие иным критериям».
Смысл этой фразы прост: лишение подавляющего большинства репатриантов права на социальное жилье. Ведь критерии министерства строительства рассчитанны, в первую очередь, на обеспечение жильем многодетных семей – и при рассчете, например, дохода на одного члена семьи, репатрианты окажутся в заведомо проигрышном положении. И это – не говоря о «других критериях». Не следует забывать, что системой распределения социального жилья через министерство строительства уже многие годы руководят представители религиозных партий – так что «другие критерии» будут рассчитаны на совершенно определенные категории населения.
Существующая система распределения жилья через министерство абсорбции – далеко не идеальна. Она нуждается в коренном изменении. Но простое «уравнение» критериев для репатриантов и коренных израильтян, в той форме, которая предлагается министерством строительства, обернется настоящей катастрофой.
Депутат Кнессета Роман Бронфман выставил вопрос о критериях на социальное жилье на рассмотрение комиссии Кнессета по абсорбции. Он предлагает, во-первых, вынести постановление о необходимости государственной программы по строительству социального жилья (а это возможно и без прямых бюджетных ассигнований), а во-вторых, поставить процесс выработки новых критериев раздачи социального жилья под жесткий параментский и общественный контроль. Необходимо, чтобы новые критерии обеспечили приоритетное право на жилье инвалидов и ветеранов войны, ликвидаторов-чернобыльцев и тяжело больных. Процедура раздачи жилья должна стать «прозрачной»: в жилищных комиссииях главный вес должен принадлежать не чиновникам, а представителям общественности. Необходим четкий порядок прохождения апелляций на решение жилищных комиссий. А решение высшей жилищной комиссии должно подлежать обжалованию в судебном порядке – в рамках быстрой и дешевой процедуры. И, наконец, все решения жилищных комиссий должны быть обоснованными и аргументированными (в письменном виде).
«Мы не позволим чиновникам, под покровом канцелярской тайны лишить десятки тысяч русскоязычных израильтян права на жилье. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы распределение государственных квартир осуществлялось по справедливости. А очередь на жилье нужно сокращать не путем исключения очередников, как предлагают Ави Маоз и его единомышленники, а путем массового строительства социального жилья. Для этого есть все возможности – министрам не хватает лишь решительности, чувства социальной справедливости и желания помочь русскоязычной общине», - сказал депутат Кнессета Роман Бронфман.
Передал: Роман Коган, пресс-секретарь депутата Романа Бронфмана