1 июня, День защиты детей, три года назад навсегда стал в Израиле трагической датой - страшный теракт на тель-авивской набережной унес жизни 21 подростка. Ребята в тот вечер ушли из своих квартир потанцевать со своими друзьями, и ушли навсегда... Многие из тех, кому посчастливилось остаться в живых, до сих пор проходят лечение и реабилитацию.
Дети Дельфинариума... Память о них останется навсегда в фотографиях, газетных публикациях и книгах. Они были такие разные, но судьба соединила их одной датой. Датой, которую мы не имеем права забыть.
Вчера на тель-авивской набережной прошла траурная церемония памяти жертв Дельфинариума. Половина кресел, приготовленных для посетителей, остались пустыми. Прошло всего три года, неужели наша память стала такой короткой?
Приходится с болью констатировать, что Дельфинариум стал лишь одной из традиционных траурных дат, которых так много в израильском календаре. На церемонии почти не было русскоязычных политиков, русскоязычных муниципальных деятелей из городов, где жили погибшие дети. Почему "русская улица" с таким откровенным равнодушием отнеслась к этой памятной дате? Что это - забывчивость? Или занятость? Или нашлись дела поважнее?
Семьи погибших и раненых в Дельфинариуме детей жалуются на вакуум, в котором они оказались после того, как прошли первые месяцы лечения. Эта трагедия потрясла весь Израиль и "русскую улицу", мы говорили о новом Холокосте, о том, что в такие дни мы должны быть вместе, чтобы суметь пережить эту боль, разделить ее на всех. Эти семьи не просили многого. На церемонии они так благодарили всех, что от этого защемило сердце. Это была благодарность за то малое, что мы можем им дать.
Прошло всего три года, а эти мальчики и девочки стали для многих перелистнутой страницей, вчерашним днем. А ведь именно с годами трагедия ощущается сильнее и страшнее, пустота становится невыносимой, ночами боль раздирает душу. Неправда, что время лечит. Боль родных не утихнет никогда, и об этом говорили все выступающие на церемонии. Жизнь родных посвящена памяти. Ровесники этих мальчиков и девочек собираются в армию и университеты, влюбляются, ссорятся, живут... А для мам и пап Дельфинариума, для близких и родных время остановилось 1 июня 2001 года.
Больно, что волна внимания к жертвам Дельфинариума сходит на нет, а церемония проводится только для семей и официальных лиц, ответственных за мероприятие. Да, каждый из нас не обязан помнить, не обязан перегружать себя эмоциями. Но есть еще человеческий, моральный долг. Соблюдать его не так уж сложно. И тогда не будет пустующих кресел на церемонии памяти, на которой должны быть сотни, тысячи людей...
Софа Ландвер,
Председатель Федерации
русскоязычных израильтян