Раскаленный добела рынок недвижимости, то есть жилья, нескончаемые повышения цен на транспорте, непомерный рост цен на продукты... Сложите вместе все дополнительные расходы, и вам станет понятно, почему ньюйоркцам в последнее десятилетие стало труднее всех в стране сводить концы с концами.
Статистика не радует: цены на самое необходимое в Столице мира росли быстрее, чем где бы то ни было в США. Настолько, что жители стали меньше покупать книг, косметики, стали обходить в магазинах полки с разными улучшающими жизнь мелочами. А самый наглядный показатель переживаемых финансовых трудностей – снижение почти на 30 процентов, с $1353 до $949, средней суммы пожертвований нью-йоркских семей на благотворительность. Ну, какие могут быть пожертвования, если жизнь так вздорожала.
Вздорожала больше, чем горожане способны потратить, а потому появилось здесь парадоксальное для экономики соотношение: траты за 2000-й – 2003 годы увеличились на 4,3%, в то время как инфляция на местности достигла 5,5%. В норме темп роста трат должен превышать инфляцию, он, собственно, ее и должен инициировать. Как, предположим, в Лос-Анджелесе, где инфляция составила 5,8%, зато траты увеличились на 10%.
Как говорит комиссар национального Бюро статистики труда в Большом Нью-Йорке Майкл Долфман, "факт, что инфляция опережает траты, свидетельствует о нехватке доходов населения, о том, что оно перераспределяет деньги в пользу самого необходимого". И никаких излишеств. "Проще говоря, – продолжает Долфман, – Нью-Йорк становится слишком дорогим местом для жизни".
Да уж конечно слишком дорогим, если за те же три года стоимость аренды жилья поднялась здесь на 8,1% – в сравнении с 4,1% в целом по США. Если еда стоит на 9,3% больше, а по стране – только на 2,7%. Вот и получается, что на одежду жители региона смогли потратить на 12% меньше, чем в предыдущие годы. Донашивают то, что в шкафу ...
Многие экономисты считают, что слишком трудно анализировать эти цифры, поскольку они результат бытия в трудное время после террористической атаки 9/11, последовавшей за тем рецессии, заставившей граждан, так сказать, зажаться... Но вот ведь штука: концентрация семейных денежных ресурсов для покупки необходимых вещей вызывает рост стоимости этих вещей, и так вновь и вновь – по кругу. Порочному. Когда, предположим, такая общенациональная сеть магазинов, как Target, может себе позволить продавать в Бруклине 200-унциевую бутыль жидкости для стирки Tide за $14,89, а в Хьюстоне цена ей $11,69, баночка крема от морщин Nivea в Бруклине стоит $11,39, а в Чикаго – $10,29.