Визит премьер-министра Великобритании Тони Блэра на Ближний Восток и его последующие комментарии, согласно которым ему удалось "сдвинуть почти умерший мирный процесс с мертвой точки", заставил многих вспомнить о том, какую роль британцы имели в той ситуации, которая сложилась в регионе в настоящее время.
В 1917 году, ровно 84 года назад, секретарь министерства иностранных дел Великобритании лорд Бальфур направил британскому правительству письмо, которое послужило первым знаком признания британской короной движения сионистов, провозгласивших своей целью создание в Палестине еврейского государства. В этом письме сообщается, что кабинет его Королевского величества с благосклонностью отнесся к желанию евреев построить свой новый дом на территории Палестины, однако отметил при этом, что создание еврейского государства не должно стать причиной беспокойства и нарушения гражданских и религиозных прав нееврейских общин Палестины.
Впоследствии это письмо стало известно как Декларация Бальфура и послужило основанием для официального провозглашения государства Израиль 31 год спустя. Стоит, пожалуй, отметить и тот факт, что декларация не удовлетворила ни арабов, ни сионистов, однако послужила своего рода толчком для активизации заселения Палестины евреями.
Теорий о том, каким образом появилась идея Декларации или что послужило причиной ее формулировок, существует огромное множество. Достоверных доказательств ни для одной из этих теорий до сих пор не имеет никто. Предполагается, что британцы и сами не отдавали себе до конца отчет в том, что последует за созданием еврейского государства, которое оказалось в абсолютном окружении не слишком благодушно настроенных арабов.
Однако с тех пор "земельные споры" продолжаются, периодически выливаясь в провозглашение очередной войны или интифады. В частности, когда Усама бин Ладен заявил, что "ислам на Ближнем Востоке подавляется на протяжении вот уже более 80 лет", имелась в виду именно декларация лорда Бальфура.