Вечером, на вокзале Пенсильвания-стейшн в Нью-Йорке, Уолтер О'Рурк, кондуктор компании New Jersey Transit, открывает двери своего вагона, и в него вливается река локтей, портфелей, рюкзаков и газет. Его жандармская фуражка скособочена, очки еле держатся на носу, но О'Рурк улыбается: "Нет такого места, где я хотел бы сейчас находиться, кроме этого".
И он не шутит, пишет The New York Times.
На самом деле, есть множество других мест, где 65-летний О'Рурк вполне мог бы быть. Он мог быть почивать в своем бревенчатом домике в Таунсенде, штат Делавэр, вокруг которого раскинулись 140 акров земли. Он вполне мог бы находиться в одном из своих двух домов во Флориде, или в офисе своей страховой компании там же.
Он, в конце концов, мог бы работать на своей собственной железной дороге в Западной Вирджинии. Однако он, миллионер, ведущий бизнесмен в страховой и инвестиционной сферах, предпочитает работать здесь, проверяя билеты в пригородном поезде, набитом людьми с уставшими лицами, продираясь от одного плеча к другому. И ни одно другое место на земле ему не нравится больше этого.
"Мне не нужны деньги, – поясняет О'Рурк. – Мне нужна работа".
Уолтер Джой О'Рурк, никогда не состоявший в браке, женат на железной дороге. Несмотря на то, что в прошлом году на своих инвестициях он заработал больше 2 млн долларов, он "надрывается" на посту кондуктора, зарабатывая около 52 тысяч долларов в год.
"На карманные расходы, – шутит О'Рурк. – Но это позволяет делать мне то, что мне нравится больше всего".
О'Рурк родился 14 декабря 1939 года в Форт-Уорте, и его родители, а также пятеро из шестерых его дядей, работали на железной дороге. Он рос в Майами, и еще в школе влюбился в искусство сварки и обработки стали.
Учась в Университете Майами, он на добровольных началах работал в музее железной дороги, часами помогая восстанавливать оборудование. Кроме того, здесь-то он и начал подрабатывать кондуктором на пригородных поездах. После трех лет в армии О'Рурк пошел на юридические курсы Университета Арканзаса.
"Я знал, что хочу начать собственное дело, – рассказывает он, – так что я начал учиться, потому что чувствовал, что это поможет мне разбираться с контрактами и другими связанными с этим вопросами".
Спустя два года эта стратегия принесла дивиденды. В возрасте 30 лет О'Рурк инвестировал 80 тыс. долларов в покупку H&W Railway Contractors, маленькой компании, которая чинила железнодорожные пути в Арканзасе и Техасе. Счастливый поезд О'Рурка прибыл в 1971 году: его бизнес купила более крупная компания за 1 млн долларов.
Он начал инвестировать в недвижимость. Крупная ферма в Миддлтауне в Нью-Джерси оказалась прибыльной.
К 1978 году О'Рурк комфортно жил на доходы от своих инвестиций. Но вдруг он натолкнулся на объявление в газете: арабско-американская нефтяная компания ищет советника по железнодорожным перевозкам в Саудовской Аравии. Надеясь вновь разжечь искру своей первой любви, О'Рурк быстро откликнулся на предложение о работе с окладом 110 тыс. долларов в год. На протяжении 10 лет он контролировал нефтяные поставки по железнодорожной ветке из порта Даммам в Персидском заливе в Эр-Рияд.
Работая в Саудовской Аравии, О'Рурк принял участие в постройке миниатюрной железной дороги на территории комплекса своей компании. Локомотив весом 150 фунтов и железнодорожная ветка длиной 2 тыс. футов стали магнитом для ребятишек из соседнего городка. "В этой очень строгой и замкнутой культурной атмосфере поезда были глотком свежего воздуха", – говорит О'Рурк.
В 1988 он возвратился в Делавэр и купил свою избушку, вокруг которой росла кукуруза, соя и грецкие орехи и которая стала еще одним источником дохода. Следующие 10 лет он работал кондуктором в компании Maryland and Delaware Railroad.
Тем временем он инвестировал в American Shield Group, брокерскую контору во Флориде. которой он владеет совместно со своим племянником. По словам О'Рурка, в прошлом году эта компания принесла ему 1,6 млн долларов дохода.
А в 1997 году он реализовал мечту своей жизни: приобрел контрольный пакет акций железнодорожной компании Durbin & Greenbrier Valley Railroad протяженностью 112 миль вдоль реки Чит в Западной Вриджинии. Железной дорогой, которая состоит из трех поездов и 14 вагонов, пользуются, в основном, туристы. В прошлом году она принесла 300 тыс. долларов дохода.
"Я счастлив, и я чувствую себя комфортно, – говорит О'Рурк. – Но стандарт комфорта у меня высокий".
В New Jersey Transit миллионер обратился в 1999 году и стал кондуктором. В конце этого месяца он выходит на пенсию.
На вопрос о том, зачем ему это потребовалось, учитывая, что ему было уже 60 лет и что он был более чем обеспечен, О'Рурк отвечает, что всегда хотел работать на настоящей профессиональной железной дороге. "А здешние поезда ходят очень, очень быстро", – добавляет он.
По словам Гарри Шолтиса, другого кондуктора New Jersey Transit и еще одного фаната железной дороги, энтузиазм О'Рурка ободряет его.
"Я где-то читал, что есть три профессии, которыми люди занимаются по любви, а не из-за денег, – говорит он. – Это писатель, циркач и кондуктор в поезде".
Недавним утром, сидя в своей "избушке" в Делавэре, О'Рурк изучал чертежи, по которым он будет восстанавливать вагон производства Pullman 1929 года выпуска.
"Довезти его из Оклахомы в Западную Вирджинию будет стоить 58 тыс. долларов, еще 350 тыс. потребуется на его реставрацию. Но когда мы закончим работать над ним, он будет красавцем".
О'Рурк уходит в свою мастерскую, которая раскинулась на 4 тыс. кв. метров. Там он строит модели поездов, а испытывает их на миниатюрной железной дороге протяженностью 300 футов вокруг своего дома.
Он показывает свое последнее создание, модель локомотива Baltimore & Ohio Atlantic 1850 года. Этот локомотив, как и большинство других вещей, созданных руками этого человека, является перекрестком, где страсть человека встречается с его профессией.
"Я понимаю, что некоторые люди, особенно некоторые мои коллеги, могут считать меня человеком "с прибабахом", – замечает он, смазывая свой новый локомотив маслом. – Но кто говорит, что человек не может любить то, чем он зарабатывает на жизнь?"