Волнения в Баку нарушили внешнее спокойствие в Азербайджане. Однако вряд ли стоит ставить бакинские события в один ряд с «бархатными революциями» на пространстве СНГ. Дестабилизация ситуации в регионе не выгодна Западу, так как может поставить под вопрос функционирование нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, связывающий регион с Европой.
События 21 мая в Баку развивались по сценарию, хорошо известному по «оранжевым» («розовым», «тюльпановым», и т.д.) революциям, прокатившимся совсем недавно по ряду республик СНГ. Представители блока «Угур», объединяющего три политические партии правового толка - «Мусават», Народный фронт Азербайджана и Демократическую партию Азербайджана - попытались провести акцию протеста под лозунгами изменения избирательного законодательства, обеспечения права на свободу собраний, создания независимого телевидения. Однако бакинские власти заблаговременно наложили запрет на проведение манифестации. Оппозиционеры, не имеющие возможности провести акцию, собрались группами на улицах, выкрикивая свои лозунги. Против манифестантов были брошены силы полиции. По разным данным, в акции участвовало около 1000 человек, около сотни демонстрантов были задержаны, от действий полиции пострадали около 200 человек.
Отметим: дата проведения митинга была выбрана далеко не случайно. На 25 мая в Баку намечено официальное открытие трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, в столицу Азербайджана съедутся представители трех десятков стран, сотни корреспондентов мировых СМИ. И неудивительно: нефтепровод стоимостью $3 млрд должен соединить Азербайджан с Грузией и Турцией, и обеспечить транспортировку углеводородного сырья из прикаспийских государств в страны Западной Европы. Не исключено также подключение к нефтепроводу другой ветки - из Казахстана по дну Каспийского моря, в этом случае по нему пойдет и казахская нефть.
Однако у амбициозного экономического проекта есть и другая, геополитическая сторона. Проведенный в обход России нефтепровод ослабит позиции Москвы во всем Закавказье и, наоборот, усилит позиции стран Евросоюза и Североатлантического альянса. Неудивительно, что особую роль в «продавливании» проекта сыграл Вашингтон: администрация США сделала все, чтобы «зарубить» альтернативные проекты нефтепроводов через Иран и Россию. Но для того, чтобы нефтепровод заработал в полную силу, необходимо немаловажное условие: политическая стабильность в регионе. И дестабилизация политической ситуации не входит в планы ни США, ни тем более Евросоюза, заинтересованного в каспийской нефти.
Многие обозреватели считают, что дальнейших волнений в республике не избежать. Оппозиция уже наметила следующую массовую акцию протеста на 4 июня: в этот день в Баку намечено проведение конференции «Нефть и газ Каспия». Скорее всего, в этот день повторится субботний сценарий: полиция вновь разгонит митингующих. Однако загнанная в подполье, не имеющая возможности легально отстаивать свои права, азербайджанская оппозиция будет все более скатываться в радикализм. Удастся ли Алиеву-младшему удержать ситуацию под контролем - этот вопрос до сих пор остается открытым.