Многие исследования показывают, что повышение уровня благосостояния не сделало людей счастливее. Счастье таится не в деньгах и материальных благах, а в отношении к ним.
Психолог Дэвид Майерс, профессор Колледжа, опубликовавший книгу Американский Парадокс: Духовный Голод в Эпоху Изобилия, отмечает: "По сравнению со своими дедушками и бабушками, наши современники живут намного более богато, менее счастливо и намного более рискуют стать жертвами депрессии. Повышение благосостояния, произошедшее за четыре последних десятилетия, ни на йоту не увеличило субъективное ощущение довольства жизнью".
В США публикуется достаточно много исследований, авторы которых пытаются проанализировать влияние материального достатка на самоощущение человека. Одна из самых популярных теорий гласит, что люди, озабоченные прежде всего материальной составляющей своей жизни, как правило, менее счастливы, чем более духовные личности ("идеалисты"). "Материалисты", как правило, испытывают чувство счастья лишь тогда, когда у них в жизни все хорошо, когда их доходы соответствуют их идеальным представлениям о богатстве. Однако если финансовое положение "материалистов" ухудшается, они чаще, чем "идеалисты", впадают в депрессию и чувствуют себя глубоко несчастными.
По данным американского Национального Центра Исследований Общественного Мнения, в 1957 году 35% американцев считали себя "очень счастливыми" - в 2004 году их число уменьшилось до 30%. При этом, уровень реальных доходов американской семьи за этот период времени вырос более, чем в 3.5 раза. Социолог Дэвид Майерс, автор книги "Погоня за Счастьем", приводит европейский пример: в 1980-е годы уровень жизни жителей Западной Германии был в два раза выше, чем в Ирландии, однако опросы показывали, что ирландцы чувствовали себя намного более счастливыми и удовлетворенными жизнью, чем немцы.
Эдвард Дейнер, профессор Университета Иллинойса и автор многочисленных статей на тему "деньги и счастье" утверждает, что бедным не стоит исповедовать взгляды "материалистов", поскольку в этом случае финансовые невзгоды они будут переживать очень тяжело. Однако даже богатство не способно сделать "материалиста" столь же счастливым, каким обычно является "идеалист". Дейнер считает, что трагедия "материалистов" заложена в самой системе отношений, на которой зиждется общество потребления. "Материалисты" неосознанно считают, что в жизни все продается и покупается, включая любовь, семью, друзей и пр. Рано или поздно им приходится убедиться в том, что дело обстоит совсем не так. Эд Дейнер также сравнил, как оценивают свою жизнь американские миллиардеры и американские миллионеры и не обнаружил практически никаких отличий.
Психолог Марша Ричинс, сотрудник Университета Миссури, согласна с этим, добавляя, что "материалисты" относятся к человеческим отношениям совершенно также, как к вещам. Более того, они абсолютизируют вещи, придавая им поистине магические свойства. Ричинс описала ситуацию, когда человек мечтал о строительстве собственного бассейна, совершенно искренне считая, что это позволит ему наладить отношения с 13-летней дочерью.
Существует еще одна сторона медали: потребители -"материалисты" гораздо чаще "идеалистов" вступают в конфликт с ближними. Это доказал в результате серии психологических экспериментов Джеймс Бурро, преподающий в бизнес-школе Университета Вирджинии. Бурро замечает, что деньги и вещи не плохи и не хороши сами по себе. Сложность заключается в формировании верного отношения к материальным благам.
Современная американская история показывает, что среди счастливчиков, выигравших особо крупные призы в лотерею или в казино, резко возрастает число алкоголиков и наркоманов, их семьи распадаются, а карьеры рушатся.
По материалам Washington ProFile
Читайте по теме: Сколько стоит счастье?
Ученые разгадали алгоритм счастья
Oт дня рождения зависит здоровье и счастье
Смех — полезная зараза
Носить часы опасно!
Наш дом и цвет