Последние исследования представляют советского диктатора Иосифа Сталина как хорошего стратега в вопросах внешней политики. "Сталин был очень гибким политиком, который был готов идти на уступки, если это было в интересах советского государства", – говорит Норман Наймарк, ведущий американский историк, занимающийся Восточной Европой, из университета Стэнфорд (Калифорния), пишет Die Presse (перевод - Inopressa). О результатах своих последних исследований, посвященных советско-европейским отношениям в период с 1945 по 1953 год, он рассказал в венском Институте гуманитарных наук.
Наймарк выразил несогласие с версией, которой придерживались некоторые его коллеги-историки, – о том, что внешнюю политику Москвы определял не Сталин, а некие другие советские политические деятели: "Сталин был хорошим стратегом и в вопросах внешней политики. Бразды правления были в его руках, он руководил игрой".
На различных примерах профессор показал разные роли Сталина как внешнеполитического деятеля: он был идеологом, политиком-реалистом и в равной степени игроком. Так, блокада Берлина 1948-1949 годов была "блефом", при помощи которого он хотел принудить западных берлинцев перейти на сторону Советского Союза. Только спектакль закончился для Сталина явным провалом.
Вывод в июне 1946 года советских войск с занятого в мае 1945 года датского острова Борнхольм, по мнению Наймарка, опять же демонстрирует гибкость Сталина как политика-реалиста. Его политика по отношению к Австрии тоже была честной. После того как австрийская коммунистическая партия потерпела неожиданно тяжелое поражение на выборах в ноябре 1945 года, Сталину стало понятно, что большинство австрийцев не хочет присутствия советских солдат в своей стране. В этой связи Наймана интересует не то, почему в 1955 году был подписан государственный договор с Австрией. "Меня волнует следующий вопрос: почему этот договор не был подписан раньше?"
Все, что происходило в политической жизни Европы, очень вероятно, имело определенный вес в расчетах Сталина: были ли это забастовки, демонстрации или же результаты выборов – в ноябре 1945 года в Австрии или в апреле 1948 года в Италии.
Представив Сталина как "способного и точно все просчитывающего" внешнеполитического деятеля, Найман вызвал волну возмущения, особенно из стран Восточной Европы. Не делает ли его характеристика Сталина – монстра, на совести которого миллионы жертв, – слишком безобидным? Наймарк: "Конечно, Сталин был чертом. Но черт, как известно, может являться в разных обличиях. То, что Сталин был злым, не противоречит тому, что он был изощренным политиком".
Читайте по теме:
Путин отказался приравнять Сталина к Гитлеру