Каким образом бывший совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин сможет спасти Музей Диаспоры от финансового кризиса, который тот переживает в последние годы?. Не только деньгами, говорит он – хотя он пожертвовал миллионы шекелей еще до недавнего назначения на пост председателя совета музея и пообещал новые пожертвования.
Встретившись с корреспондентом The Jerusalem Post в своем новом офисе в Герцлии-Питуах, Невзлин рассказал о своем плане поднять популярность музея и сделать так, чтобы он играл более заметную роль в глобальном еврейском диалоге.
Самое важное, утверждает он, это переосмыслить давнюю концепцию диаспоры, как конгломерата отдельных структур, и вместо этого рассматривать еврейские общины во всем мире как единое целое.
"Евреи во всем мире – это часть одного народа, и даже если они решили жить не в Израиле, наш долг- защищать их и заботиться о них, – говорит родившийся в России нефтяной магнат, совершивший алию 2 года назад из-за дела ЮКОСа. – Мы должны помнить, что евреи диаспоры создали Израиль и помогали заботиться о нем; в ответ мы должны сделать для них то же".
Сосредоточенность на "еврейской народности", которую подчеркивает Невзлин, сегодня в моде: еврейские организации в Израиле и по всему миру стремятся к равенству и значимости друг для друга. Невзлин отмечает, что эта идея особенно необходима для того, чтобы Музей диаспоры вышел за рамки музея, просто документирующего жизнь еврейской диаспоры.
Согласно его концепции, Музей диаспоры должен стать истинным "байит", домом для евреев диаспоры. Поэтому Невзлин хотел бы увеличить количество экспонатов в музее, чтобы там было представлено больше информации о достижениях и образе жизни современного еврейства, чтобы функционировали выставки о сотнях еврейских общин по всему миру. Он также уверен, что музей должен шире использовать технологии и элементы дизайна, как и другие музеи мирового уровня.
Еще более интересно то, что он хочет привлечь в музей новых посетителей, использовав его для проведения международных форумов по вопросам, важным для евреев во всем мире. Представьте себе исследовательский научный центр при Музее диаспоры или ежегодную конференцию, посвященную еврейскому народу и сравнимую с известными политическими, экономическими конференциями и встречами по вопросам безопасности в других израильских институтах.
Сейчас музей посещает слишком мало израильтян, полагает Невзлин. Чтобы изменить это, он хотел бы, чтобы музей проводил больше генеалогических исследований, потому что "все израильтяне имеют корни в диаспоре: а мы не должны забывать о своих корнях".
Невзлин с похвалой отозвался о программах "По праву рождения" и "Маса" Еврейского агентства – обе программы получали финансирование от Невзлина – и предложил, чтобы Израиль инвестировал больше средств в такие программы.
Невзлин надеется, что Музей диаспоры станет неотъемлемой частью туристической программы в Израиле так же, как и комплекс "Яд-Вашем".
По словам Невзлина, русско-говорящие евреи диаспоры должны привлекаться к инициативам по еврейскому и сионистскому образованию, потому что в сфере культивации еврейского единства они – слаборазвитый ресурс.
Практическая сторона всех этих идей – это, конечно, деньги, и именно денег, больше чем идей, не хватало Музею диаспоры в последние годы. Однако Невзлин настаивает, что "сбор средств не обязательно является проблемой". Настоящей задачей, считает он, является необходимость убедить доноров в том, что именно им нужно поддержать.
"Лично я предпочитаю инвестировать в содержание, – отмечает Невзлин. – Но многие люди предпочитают платить за строительство, потому что их имена будут выгравированы на камнях. В Музее диаспоры, однако, большая часть нужных вещей уже построена. Так что сейчас мы должны инвестировать в инновационные программы и содержание".
"Мы – народ книги, – указывает Невзлин. – Мы должны улучшать содержание, которое мы открываем миру".