Группа исследователей Холокоста из Германии, прибывшая на станцию Клоога-Аэдлинн в конце прошлой недели с целью посетить бывший концлагерь и лес, где 19 сентября 1944 года было расстреляно и сожжено 2000 евреев, обнаружила, что один из памятников подвергся нападению вандалов.
На памятнике, установленном в 1994 году правительством Эстонии в сотрудничестве с выжившими в Катастрофе узниками лагеря на берегу озера Соода, были ясно видны следы пуль. Свидетель массовых расстрелов евреев, житель Клоога Ильмар Лахеранд сообщил, что памятник подвергся нападению прошлым летом во время событий в Лихула, когда экс-премьер министр Эстонии Юхан Партс приказал демонтировать установленный там памятник освободителям Эстонии, содержавший элементы нацистской символики. По словам Лахеранда, столкновения между правительством и защитниками памятника были настолько болезненно восприняты общественностью, что он решил не сообщать о случившемся журналистам, чтобы не подливать масла в огонь.
"О расстреле памятника я сообщил в полицию, - сказал Лахеранд, - но удалось ли им найти преступников, мне не известно". Он предположил, что стрелявшие хотели таким образом выразить протест против демонтажа памятника в Лихула. Второй памятник, установленный в Клоога еще в советское время, нападению не подвергся.
На вопрос немецких гостей, как относится к памятникам погибшим евреям местное население, Лахеранд ответил: "Нормально". По его сведениям, это было первое и единственное нападение на мемориал.
Ильмар Лахеранд рассказал о том, как осенью 1943 на станцию Клоога-Аэдлинн привезли первый эшелон с евреями, как к ним на хутор в поисках съестного заходили молодой учитель из Риги и с ним шестнадцатилетний мальчик, о том, как его мать Эльвийне укрывала узника Клоога Хиллеля Сайделя, сумевшего сбежать за несколько дней до ликвидации, и о том, как он, вернувшись вечером из Таллинна, увидел огромные костры и почувствовал страшный запах горелого мяса. "Эти кострища - самое страшное, что я видел в своей жизни. Я не забуду их никогда", - сказал он.