Как только вы подумали, что уже слышали самые страшные сценарии пандемии птичьего гриппа, распространяющегося среди людей, эксперты выступают со сценарием, затмевающим все остальные. В нем H5N1 встречается с ВИЧ/СПИДом, и в мире вирусов это будет подобно столкновению Кинг-Конга с Годзиллой, пишет The Wall Street Journal (перевод - Inopressa).
Эксперты со страхом наблюдают за зимней миграцией птиц. Птичий грипп почти наверняка уже летит в Африку по пути, который начинается в Сибири, с остановками на Черном море, в Румынии и даже в Иране – регионах, откуда приходят сообщения о смерти большого количества птиц. Сотни тысяч птиц окажутся в природных заповедниках Серенгети (в Танзании) и озера Виктория, находящихся недалеко от мест самой большой в мире концентрации ВИЧ/СПИДа.
73-летний Роберт Уэбстер, стоящий у истоков изучения птичьего гриппа, говорит, что "у всех нас огромное беспокойство" вызывает то, что произойдет там. Самые большие опасения связаны с таким сценарием: птичий грипп может поселиться в организмах носителей ВИЧ, не приведя к их смерти, и у вируса будет время для мутации в форму, способную передаваться от человека к человеку.
Поскольку к смерти людей от птичьего гриппа приводит бурная реакция иммунной системы, именно сниженный иммунитет носителей СПИДа позволит им дольше жить с вирусом. "Это дает вирусу возможность проделать ряд мутаций и адаптироваться к людям", – говорит Уэбстер.
Лори Гаррет из Совета по международным отношениям, выступая 9 ноября в комитете американского сената по международным отношениям, заявила, что следить за перемещениями вируса в Африке будет труднее, чем в Китае. Отличить смертоносный H5N1 от обычного гриппа на ранних стадиях трудно даже в контролируемой среде, и это может оказаться еще труднее при наличии там слабой системы здравоохранения, где тошнота и высокая температура часто являются симптомами не только ВИЧ, но также малярии и туберкулеза.
Вчера ООН в ежегодном докладе по СПИДу отметила, что за прошедшее десятилетие число людей, инфицированных вирусом, удвоилось и теперь составляет 40 млн. Трудность борьбы с пандемией, сильнее всего ударившей по Африке южнее Сахары, является горьким уроком того, к чему приводит благодушие, так как теперь Африке грозит еще более опасная инфекционная болезнь.