В 2001 году семь тысяч израильтян отправились за границу, чтобы вступить в законный брак. Это 9 процентов от общего числа пар, заключивших брак в тот период. С 1990 по 2001 годы число пар, вынужденных жениться за границей, выросло в 10 раз. Одновременно увеличилось и число пар, принявших решение не заключать официальный брак. В нашей стране насчитывается около 400 тысяч человек, чьи гражданские права ущемлены. Это законопослушные граждане, которые служат в армии, платят налоги, лояльны и патриотичны. Но для того, чтобы вступить в брак, они вынуждены покидать пределы страны.
Эти цифры прозвучали из уст министра национальной инфраструктуры, науки и технологии Рони Бар-Она на состоявшейся 14 марта пресс-конференции, посвященной проблеме гражданских браков. Рони Бар-Он на протяжении 3 лет возглавлял специальную комиссию, назначенную Ариэлем Шароном для решения этой проблемы. "В качестве отправной точки мы взяли Декларацию прав человека ООН, подписанную почти 60 лет назад, в 1948 году, - сказал Бар-Он. – Как гласит статья 16-я, "мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности и религии вступать в брак и основывать семью".
"За два года работы комиссии нам удалось добиться соглашения между светскими и религиозными, - сказал он. - Возникшие коалиционные разногласия, причем по вопросу, совершенно не связанному с гражданскими браками, помешали его принятию. Фактически, Томи Лапид, больше всех ратовавший за этот закон, разрушил все своими руками. Наши партнеры по коалиции тоже стали тянуть одеяло на себя и в результате все рухнуло".
Сегодня решение этой проблемы заявлено в качестве важнейшего пункта предвыборной программы движения "Кадима", которая взяла на себя обязательство провести закон о гражданских браках в течение следующей каденции, причем, как подчеркнул Бар-Он, задолго до ее окончания.
В число 400 тысяч дискриминируемых граждан входят несколько категорий. В первую очередь это те пары, в которых один или оба будущих супруга не являются евреями по Галахе. Кроме того, существует менее значительная по численности группа еврейского населения, также ущемленная в своих матримониальных правах. Это так называемые "мамзеры", то есть дети, рожденные замужними женщинами вне брака, и представители рода коэнов, которые не могут заключать брак с разведенными женщинами.
По новому закону, права всех этих пар должны быть приравнены к правам израильтян, заключающих брак по религиозному обряду. Это касается пенсий, наследования имущества и всего прочего. Кроме того, возможность сочетаться законным браком будет предоставлена и тем молодоженам, которые просто не хотят заключать брак под хупой. Как подчеркивалось на пресс-конференции, недопустима ситуация, когда одна группа населения диктует свои правила всему остальному обществу.
"Проведение закона о гражданских браках было ультимативным требованием общины к русскоязычным депутатам еще перед выборами 1996 года, - сказала заместитель министра абсорбции Марина Солодкина. - После того, как Исраэль ба-алия впервые попала в кнессет, мы пытались провести его в качестве частного законопроекта. Когда в 2001 году в ходе голосования сторонники и противники этого закона разделились пополам, 30:30, мы восприняли это как нашу первую победу. Но вместе с тем, спустя 6 лет после начала борьбы, пришло понимание, что этот законопроект должен иметь статус правительственного".
Сегодня, спустя десятилетие после того, как эта тема впервые прозвучала в стенах кнессета, наконец появилась реальная возможность положительного решения, в котором заинтересованы все здравомыслящие люди. По словам Бар-Она, нет никаких препятствий к принятию закону, нужна лишь политическая сила, которая сумеет его провести: "Кадима обладает этой политической силой. Она обладает также такими важными для решения проблемы качествами, как плюрализм, гибкость и толерантность. Вполне возможно, что мелкими партиями движет не только стремление заработать очки в предвыборной гонке, но и искреннее стремление изменить ситуацию. Но у них нет реальных возможностей провести подобный закон, требующий национального консенсуса", - подчеркнул Бар-Он.
"Мне, как министру, сегодня стыдно, что в нашей стране люди не могут реализовать свое гражданское право, - сказал Бар-Он. – Ариэль Шарон называл размежевание важнейшей политической задачей. Но он не меньшее значение придавал вопросу гражданских браков в качестве ведущей общественной задачи".
На пресс-конференции отмечалось, что до сих пор ни одна крупная партия не была готова взять на себя инициативу в данном вопросе, и тема гражданских браков оставалась уделом секторальных партий. Этому есть простое объяснение: на гражданских браках можно не только заработать очки, но и потерять поддержку консервативно настроенной части населения. "Кадима" первой из партий-гигантов решилась на подобный шаг.