2 июня российская газета «КоммерсантЪ» сообщила, что Россия приступила к работам по углублению дна в сирийском порту Тартус. Об этом Ъ рассказал старший советник по экономическим вопросам при посольстве РФ в Сирии Владимир Зимин. Газета напомнила, что еще с советских времен в указанном порту располагается пункт материально-технического обеспечения (МТО) российского военно-морского флота. Одновременно Москва начала работы по расширению порта в Латакии. Как сказано в статье, это может свидетельствовать о том, что Россия рассматривает Сирию в качестве плацдарма для усиления своего влияния на Ближнем Востоке. В результате пункт МТО может получить статус пункта базирования флота, а затем и военно-морской базы Черноморского флота.
«КоммерсантЪ»: «От официальных комментариев по этому вопросу в Минобороны и Главном штабе ВМФ отказались, однако существование таких планов подтвердил Ъ на условиях анонимности источник в Минобороны. По его словам, в течение ближайших трех лет Москва собирается сформировать из боевых кораблей во главе с флагманом ЧФ ракетным крейсером «Москва» эскадру, которая будет действовать в Средиземном море не на эпизодической, как сейчас, а на постоянной основе».
Далее в статье перечислялись контракты на модернизацию сирийского вооружения, в частности, на поставку в Сирию новейших систем ПВО «Печора-2А» - в дополнение к системам малой дальности «Стрелец», поставленным Дамаску в прошлом году и на модернизацию 1 тыс танков Т-72. кроме того, из статьи следовало, что Сирия ведет с Москвой переговоры о приобретении танков Т-90С, двух дизельных субмарин проекта 1650 «Амур», партии тяжелых истребителей Су-30МКИ и модернизации фронтовых истребителей МиГ-29. Кроме того, Москва получила от Дамаска заявку на приобретение партии новейших комплексов ПВО «Панцирь-С1».
Все сказанное выше позволяло Ъ сделать вывод: «Создание военной базы в Тартусе и резкое усиление военно-технического сотрудничества с Дамаском делает Сирию ключевым российским форпостом на Ближнем Востоке. При этом Дамаск, как известно, является важнейшим союзником Ирана и непримиримым соперником Израиля. Появление российской базы в Сирии, очевидно, внесет изменения в расклад сил в регионе. Это означает, что Россия отныне берет сирийский режим под свою опеку и защиту. Московская ставка на Дамаск наверняка резко ухудшит отношения между Россией и Израилем и, возможно, придаст уверенности иранскому режиму, сделав его еще менее уступчивым в переговорах по ядерной программе».
На следующий день, 3 июня, РИА «Новости» сообщило, что начальник пресс-службы Минобороны РФ полковник Вячеславом Седовым опровергает информацию о переводе российского черноморского флота на военно-морскую базу в порту Тартус. Агентство также процитировало высказывание неназванного высокопоставленного представителя военного ведомства: «Надо быть сумасшедшим, чтобы уходить из Украины до 2017 года. Зачем тогда подписывать соглашения? Нам что, делать больше нечего, чтобы заниматься досрочным перебазированием нашего флота из Крыма за тридевять земель».
Тем не менее, РИА «Новости» и другие российские СМИ, освещавшие данную тему не сделали однозначного вывода, что подобное развитие событий невозможно.