В Новой Зеландии, простите за невольный каламбур, новая сенсация. Местные ученые нашли у коренных жителей страны маори избыточное количество генов агрессивности. И сразу стало понятно, откуда взялся расхожий стереотип, закрепивший за новозеландскими аборигенами репутацию отъявленных скандалистов и смутьянов, вечно ввязывающихся в склоки, драки и прочие антиобщественные действия, которые сделали маори традиционными лидерами в списке «национального криминалитета». А виной такого поведения, оказывается, избыток у них гена, который отвечает за агрессию. Причем избыток солидный, его у маори в два раза больше, чем у европейцев. По крайней мере, в этом уверен автор этого открытия Род Лиа, ученый из института изучения и исследований окружающей среды в Веллингтоне. Правда, чтобы чуточку подсластить горькую для коренных новозеландцев пилюлю, он сообщил, что гораздо в большей степени, чем полученные от предков гены, на агрессивность влияют «условия жизни и социальной среды», которые в конечном счете и формируют поведенческий образ индивида. В данном случае - маори, на которых приходится 4% от четырехмиллионного населения Новой Зеландии.
Если обратиться к сухой статистике, то окажется, что маори действительно люди со вспыльчивым характером. По расхожему мнению, их семейные отношения - сущий ужас, из-за насилия на бытовой почве и жизни в агрессивной среде дети у коренных жителей страны растут просто разбойниками. Однако это и есть тот самый социум, что окружает маори с рождения. Он гораздо менее благополучен, чем среда, в которой живут благоденствующие экс-европейцы, составляющие ныне большинство среди новозеландцев. Но не они ли сами создали для аборигенов такие условия жизни, которые превращают маори в «возмутителей спокойствия»?
И последнее. Когда народ объявляется «плохим» на основе каких-то присущих ему признаков, то это сразу наводит на определенные реминисценции. Какие именно, понятно и без уточнений. Только если раньше подобные «теории» выводили с помощью специальных циркулей для измерения черепов, то сейчас им на смену, похоже, явилась молекулярная генетика со всем своим научным арсеналом.