У похитителя жительницы Вены Наташи Кампуш, которая восемь лет провела в заточении в подвале и сейчас вернулась практически из небытия, согласно последним данным полиции, сообщников не было. Свидетельница, тогда 12-летняя, восемь лет назад видевшая, как Наташу затащили в белый микроавтобус, только «предположила», что за рулем находился кто-то еще.
По мнению следователей, малолетняя свидетельница на самом деле не видела второго человека в марте 1998 года, когда была похищена Наташа. Полиция опирается в своих выводах на показания самой Наташи. Таким образом, в выходные полиция также исключила вероятность того, что в преступление была замешана мать похитителя Вольфганга Приклопила.
По всей вероятности, Приклопил действовал в одиночку, когда захватил Наташу ранним утром по дороге в школу. Девушке удалось убежать через восемь лет, но это был первый подходящий момент, когда за ней не наблюдали. То, что она им воспользовалась, по мнению психологов, свидетельствует о ее душевном здоровье. Только недавно Наташе было разрешено ненадолго покидать звуконепроницаемую камеру с узкой железной дверью, чтобы помогать своему похитителю по хозяйству.
На прошлой неделе в среду ей было поручено почистить автомобиль BMW Приклопила, который стоял в гараже. В это время Вольфгангу П. позвонили на его сотовый телефон, и он на секунду вышел из гаража, чтобы ему не мешал звук работающего пылесоса. Этим моментом и воспользовалась Наташа.
Наташа по собственному желанию провела выходные в медицинском учреждении наедине с психологом. «В настоящий момент у нее все в порядке. Она наслаждается тем, что может располагать своим временем. Она с большим интересом следит за сообщениями СМИ. Она смотрит телевизор, читает газеты. И ей совсем не нравится то, что ей во всех сообщениях отводится специфическая роль. Она не бедная жертва. Она взрослая молодая женщина», – говорит Моника Пинтеритс, адвокат по делам детей и молодежи.
В то же время каждый из родителей девушки, которые находятся в разводе, жалуется на то, что власти не разрешают встретиться с дочерью. Герхард Ланг из криминальной полиции в воскресенье заявил, что 18-летняя девушка не находится под надзором полиции, «она может пойти туда, куда захочет». Скорее всего, Наташа сама попросила, чтобы ее оставили в покое.
Сотрудники полиции предусмотрительно помешали отцу Наташи во время его первой встречи с дочерью сфотографировать ее, чтобы показать снимки «друзьям и знакомым». Эти фотографии могли бы моментально стать достоянием общественности. До настоящего момента не существует актуальных фотографий Наташи. На фоне всех событий, связанных с внезапным появлением Наташи Кампуш, уже бушуют страсти по поводу того, кто первый возьмет интервью у жертвы похищения. Два крупных австрийских издания сражаются друг с другом за право напечатать эксклюзивное интервью: это Neue Kronen Zeitung, крупнейшая бульварная газета в стране, а также Tageszeitung Osterreich, которая выйдет впервые 1 сентября.
Все, что связано с преступником покрыто мраком. Приклопил наряду с основной профессией имел еще фирму, занимающуюся реконструкцией старых построек. Откуда он брал средства на свои увлечения – в его гараже стояли два автомобиля – пока неизвестно.
Как стало известно следователям, Приклопил готовил преступление не один месяц, может быть, это заняло несколько лет. Микроавтобус, на котором он увез Наташу, Приклопил купил за год до преступления. Яму под гаражом размером 2 на 3 метра, которая послужила тюрьмой для Наташи, он вырыл задолго до того дня, как похитил девочку. Соседи описывают его дом как «постоянную стройку». Никто толком и не был знаком с этим человеком, казавшимся всем вежливым, но замкнутым.
Установлено, что полиция неоднократно была в нескольких шагах от жертвы, и ничто при этом не вызывало подозрений. Однажды, вскоре после похищения, Приклопил попал в поле зрения полиции из-за белого микроавтобуса. В то время велась проверка приблизительно 700 владельцев похожих микроавтобусов. Кроме того, представители власти неоднократно бывали в доме преступника в связи с работами по перепланировке дома, которые проводил Приклопил, и ни разу не заметили ничего подозрительного.
Эрнст Гайгер, глава венской криминальной полиции, в настоящее время отстраненный от должности, который вел следствие, заявил, что в то время невозможно было провести обыски в квартирах 700 человек и взломать в их домах подвалы. «Наше правовое государство не допустило бы этого».
Как признают сегодня власти, продолжительность и безрезультатность розыскных мероприятий имели две причины: впервые в своей практике следователи столкнулись с полным отсутствием каких-либо серьезных зацепок; кроме того, слишком быстро начали полагать, что Наташа уже мертва.