Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу призвал Евросоюз занять твердую и единую позицию в отношениях с российским президентом Владимиром Путиным при обсуждении вопросов, касающихся убийства журналистки Анны Политковской, а также энергетической политики. Путин должен встретиться с лидерами ЕС в пятницу в Финляндии.
На вопрос о разногласиях внутри стран ЕС по поводу позиции по отношению к России в ряде ключевых вопросов, включая транспортную блокаду Грузии, Баррозу не стал отрицать наличие проблем. «Если имеется проблема, то это проблема не Европейского союза. Это проблема стран-членов Европейского союза, которые не могут посылать последовательные сигналы России», - сказал он.
«Я за то, чтобы мы попросили господина Путина привлечь к суду тех, кто убил журналистку Политковскую», - добавил Баррозу.
Гибель Политковской, правозащитницы и активного критика политики России в Чечне, убитой в Москве несколькими выстрелами в подъезде собственного дома 7 октября, в 54-й день рождения президента РФ Владимира Путина, вызвало широкий резонанс. Многие западные политики увидели в этом преступлении новое свидетельство нездоровой ситуации со свободой слова в России. Следователи говорят, что убийство было связано с ее профессиональной деятельностью, а единомышленники журналистки - что власти не защищают свободу слова в стране.
США заявили, что «шокированы и крайне расстроены» гибелью двенадцатого за последние шесть лет журналиста в России.
Руководство Финляндии, председательствующей в ЕС, сообщило, что поднимет вопрос о Политковской во время саммита. Баррозу также сказал, что намерен вновь убедить Путина ратифицировать Энергетическую хартию.
Евросоюз, которому Россия поставляет порядка 25% потребляемого им газа, говорит о необходимости подписания с Москвой Энергетической хартии, которая регулирует инвестиции в сфере энергетики и доступ к энергетической инфраструктуре в Европе.
Однако Россия до сих пор отказывается это сделать, указывая на ряд нерешенных проблем, включая необходимость согласования транзитного протокола, который требует от России доступ третьих сторон к экспортной газовой сети, целиком находящейся под контролем Газпрома.