Вдова бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко высказала предположение, что к смерти ее супруга могут быть причастны российские власти. Сам Литвиненко в предсмертном заявлении обвинил лично Владимира Путина. «Ясно, что речь идет не о самом Путине, конечно же нет», - заявила Марина Литвиненко в интервью британской Mail on Sunday. Однако, по ее словам, то, что делает Путин «вокруг себя в России, делает возможным убийство британского подданного» в Британии.
Она сказала также, что не собирается сотрудничать с российскими властями, которые начали собственное расследование гибели Литвиненко. «Я не верю, что они скажут правду, - призналась она. - Я не верю, что они используют свидетельские показания во благо. Не думаю, что буду помогать им в расследовании».
Госпожа Литвиненко сказала, что доверяет властям Британии. «Я уже сотрудничала с ними и расскажу полиции все, что смогу, - сказала она. - Я верю, что эти люди выяснят, кто убил моего мужа. Это для меня важнее всего». По словам Литвиненко, российские представители с ней еще не связывались.
В интервью Sunday Times она сказала, что решила сделать публичные заявления потому, что в прессе стали появляться «совершенно ложные» статьи о том,что ее муж был «подозрительной личностью». По ее словам, он был честным человеком и борцом с криминалом, а вовсе не шпионом, как «все об этом пишут».
По словам вдовы Александра Литвиненко, свобода жизни в Британии дала им ложное чувство собственной безопасности. Здесь ее муж почувствовал, что может свободно говорить все, что знает. «Жизнь в Британии обманула нас, - говорит она. - Прожив тут шесть лет, мы совершенно изменились».
Марина Литвиненко заявила, что последними словами ее супруга перед смертью была фраза: «Марина, я очень тебя люблю».
Между тем в воскресенье стало известно, что экс-сотрудник ФСБ Михаил Трепашкин, который отбывает срок в колонии за разглашение государственной тайны, предупреждал Литвиненко о готовящемся покушении и называл имена причастных к этому сотрудников спецслужб.
Трепашкин утверждает, что отравление Литвиненко организовала ФСБ, пишет в воскресенье британская Sunday Telegraph. Он считает, что «ключевой фигурой» в деле об убийстве бывшего офицера спецслужб может стать полковник ФСБ - один из четырех офицеров, которые вместе с Литвиненко выступили на пресс-конференции в 1998 году и заявили о готовящемся покушении на Бориса Березовского. Трепашкин сообщил имя этого полковника, но газета его не назвала.
В распоряжении издания оказались также письма, в которых Трепашкин предупреждал Литвиненко об опасности. Последнее из них было написано 20 ноября - за три дня до кончины адресата. В Лондон оно попало 22 числа, когда Литвиненко был уже в критическом состоянии.
В письмах Трепашкин утверждает, что «на высочайшем уровне в ФСБ» сформирована и одобрена «очень серьезная группа». По словам Трепашкина, некий агент А, чье имя он называет, ему сообщил, что эта группа создана, чтобы избавиться от Литвиненко и ряда других людей «на том основании, что кто не с нами, те против нас».
Трепашкин утверждает, что один из российских следователей, якобы помогающих британскому расследованию отравления Литвиненко, в действительности является агентом ФСБ, причастным к преследованию Литвиненко. «Я не доверяю Генпрокуратуре, - пишет он. Их помощь - то же самое, что помощь убийцы, который обещает найти убийцу».
Трепашкин ответил на вопросы Sunday Telegraph, переданные ему в колонию. До освобождения ему остался год. Теперь, как пишет газета, он ожидает ужесточения режима и боится за свою жизнь.
После того как российские власти не позволили следователям Скотленд-Ярда допросить его, Трепашкин передал свои показания в письменном виде через посредника.
Читайте также:
Перед смертью Литвиненко раскрыл “тайную операцию ФСБ против беглых олигархов”
Россиянка рассказала о плане Литвиненко шантажировать олигархов
Смерть шпиона от отравления бередит дипломатию
Шпион, который был отравлен КГБ, но выжил